Мифологическая школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Мифологическая школа, направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её философская основа — эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как «естественную религию». Для Мифологическая школа характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре поэзии» (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф. Шлегеля о том, что возрождение национального искусства возможно лишь при условии обращения художников к мифологии, развил А. Шлегель и разработали применительно к фольклору гейдельбергские романтики (Л. Арним, К. Брентано, И. Гёррес). Окончательно Мифологическая школа оформилась в трудах братьев В. и Я. Гримм («Немецкая мифология», 1835). Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклорбессознательное и безличное творчество «народной души». Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. Мифологическая школа распространилась во многих странах Европы: Германии (А. Кун, В. Шварц. В. Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж. Кокс), Италии (А. де Губернатис), Франции (М. Бреаль), Швейцарии (А. Пикте), России (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер). Мифологическая школа развивалась в двух основных направлениях: «этимологическом» (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и «аналогическом» (сравнение сходных по содержанию мифов). Первое представлено работами Куна («Нисхождение огня и божественного напитка», 1859; «О стадиях мифообразования», 1873) и Мюллера («Опыты по сравнительной мифологии», 1856; «Чтения о науке и языке», 1862—64). Пользуясь «палеолингвистической» методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы — светил («солярная теория» Мюллера) или грозы («метеорологическая теория» Куна). В России принципы «этимологического» изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев («Исторические очерки русской народной словесности и искусства», 1861). Он возводил героев былин к мифам о возникновении рек («Дунай»), о великанах, живущих в горах («Святогор»), и т. п. Крайнее выражение солярно-метеорологическая теория получила у Миллера («Илья Муромец и богатырство киевское», 1869). В пределах «аналогического» направления возникла «демонологическая», или «натуралистическая», теория Шварца («Происхождение мифологии», 1860) и Манхардта («Демоны ржи», 1868; «Лесные и полевые культуры», 1875—77; «Мифологические исследования», 1884), которые объясняли происхождение мифов поклонением «низшим» демоническим существам. Своеобразный синтез различных теорий Мифологическая школа — «Поэтические воззрения славян на природу» (1866—69) А. Н. Афанасьева. Принципы Мифологическая школа проявились в ранних работах А. Н. Пыпина («О русских народных сказках», 1856), А. Н. Веселовского («Сравнительная мифология и её метод», 1873). Методология и ряд теоретических выводов Мифологическая школа отклонены последующим развитием науки (в т. ч. представителями миграционной теории и бывшими «мифологами» — Буслаевым, Веселовским). Вместе с тем Мифологическая школа сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы (см. Сравнительно-историческое литературоведение). Критически оценивая преувеличение Мифологическая школа роли мифологии в истории искусства, пришедшие ей на смену направления продолжали изучать проблему «мифологизма» фольклора и литературы, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме см. Ритуально-мифологическая школа.

 

  Лит.: Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963 (введение),

  В. Е. Гусев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Морось, атмосферные осадки в виде очень мелких капель диаметром менее 0,5 мм.
Новолипецкий металлургический завод (НЛМЗ), крупное предприятие металлургической промышленности СССР.
Пака (Cuniculus), род грызунов семейства агутиевых.
Подковоносы (Rhinolophidae), семейство млекопитающих подотряда летучих мышей.
Пхеньянский электровозостроительный завод им Ким Джон Тхэ, крупное предприятие транспортного машиностроения КНДР.
Рыцарские ордена, организации рыцарства в средневековой Европе; см.
Сиране, Кусацу -, действующий вулкан в хребте Этиго, в центральной части о.
Столярно-плотничный инструмент, ручные и механизированные инструменты для обработки древесины при столярных работах и плотничных работах.
Титрование, метод объёмного анализа, заключающийся в постепенном прибавлении раствора известной концентрации (стандартного раствора) к анализируемому раствору с целью установления концентрации последнего.
Ухтомский Дмитрий Васильевич [1719, с. Семёновское, ныне Ярославской области, – 4(15).
Хикаят, хикайят (араб. — повествование), литературный термин у народов Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
Шамиль (1797, аул Гимры, Дагестан, — март 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия), глава мусульманского военно-теократического государства в Дагестане (см.
Эрфуртская союзная конвенция 1808 секретная, между Россией и Францией.
«Алтан тобчи», «Алтан товч» (буквально — золотая пуговица, золотой свод), монгольская летопись 17 в.
Баджальский хребет, горный хребет в междуречье Амура и Амгуни в Хабаровском крае РСФСР.
Боль (физиологич.) Боль, неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее преимущественно при сверхсильных или разрушительных воздействиях на организм человека и животных.
Весеннего равноденствия точка, одна из двух точек пересечения эклиптики с небесным экватором; в В.
Гапоновщина, одна из попыток царских властей отвлечь от революционной борьбы рабочих России в начале 20 в.
Гребе Карл Гребе (Graebe) Карл (24.2.1841, Франкфурт-на-Майне, — 19.