Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШЕБ
ШЕВ
ШЕГ
ШЕД
ШЕЕ
ШЕИ
ШЕЙ
ШЕК
ШЕЛ
ШЕМ
ШЕН
ШЕП
ШЕР
ШЕС
ШЕТ
ШЕФ
ШЕХ
ШЕШ
ШЕЯ

Ф. Шеллинг. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф.

Ф. Шеллинг.

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, — 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Профессор в Йене (1798—1803), где сблизился с кружком романтиков (Авг. и Ф. Шлегель и др.; см. Романтизм). С 1806 — в Мюнхене; профессор Эрлангенского (1820—26), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с 1841) университетов.

  В философии Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф выделяют несколько периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический, идеализм (1800—01), «философия тождества» (до 1804), философия свободы (до 1813), «положительная философия», или «философия откровения» (до конца жизни). Сильное влияние на Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф оказал И. Г. Фихте, разъяснению учения которого посвящены первые философские сочинения Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф Исходя из учения Фихте о природе, которая рассматривалась как средство для реализации нравственные цели, Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к этой высшей цели, т. е. рассмотреть природу как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение которой — порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре внимания Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф на всех этапах его развития. В отличие от Фихте, природа перестаёт быть у Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф только чистым средством, материалом, на котором практический разум пробует свои силы, и становится самостоятельной реальностью — «интеллигенцией» в процессе становления. Диалектический метод, примененный Фихте при анализе деятельности «Я», распространяется у Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф и на анализ природных процессов; всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положительный и отрицательный заряд электричества, положительные и отрицательные полюсы магнита и т.д.). Толчком для этих размышлений Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф были открытия Гальвани, Вольта, Лавуазье в физике и химии, работы Галлера и Броуна в биологии. Натурфилософия Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф носила антимеханистический характер. Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф общим принципом объяснения природы в целом; неорганическая природа предстала у него в качестве недоразвитого организма. Натурфилософия Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф оказала значительное влияние на многих естествоиспытателей (Х. Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др.), а также на поэтов-романтиков (Л. Тик,Новалис и др.). Уже в этот период Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф оказывается ближе к традициям неоплатонизма («О мировой душе», 1798), чем к этическому идеализму Фихте.

  Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф рассматривал натурфилософию как органическую часть трансцендентального идеализма, показывающую, как развитие природы увенчивается появлением сознательного «Я». Она должна дополняться другой частью, исследующей уже развитие самого «Я». Этой теме посвящена «Система трансцендентального идеализма» (1800, рус. пер. 1936). Деятельность «Я» распадается, по Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф, на теоретическую и практическую сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне — разума — достигает пункта, где теоретическое «Я» сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практическим «Я», волей. Воля, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития, высшей из которых является нравственное действие, имеющее целью самоё себя. Если в теоретической сфере сознание определяется бессознательной деятельностью «Я», то в практической сфере, напротив, бессознательное зависит от сознания и им определяется. У Фихте эти два разнонаправленных процесса совпадают только в бесконечности, куда и оказывается отнесённым осуществление познавательного и нравственного идеала. Отталкиваясь от кантовской «Критики способности суждения» и эстетического учения Ф. Шиллера, Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф видит в искусстве ту сферу, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстаёт как «равновесие», полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, тождество чувственного и нравственного начал. В художественной деятельности и в произведениях искусства достигается «бесконечность» — идеал, недостижимый ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник, по Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф, это гений, т. е. «интеллигенция», действующая как природа; в нём разрешается противоречие, непреодолимое никаким др. путём. Соответственно философия искусства является у Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф «органоном» (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф развил далее в «Философии искусства» (опубл. 1907, рус. пер. 1966), выразив миросозерцание йенских романтиков.

  Одним из центральных становится у Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф понятие интеллектуальной интуиции, родственной эстетической интуиции. В философии тождества Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание «Я», как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистическое учение Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф наиболее отчётливо развил в диалоге «Бруно, или О божественном и естественном начале вещей» (1802). Будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют, по Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф, не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), ничто, содержащее в себе возможность всех вообще определений. Полная развернутость, осуществлённость этих «потенций» — это, по Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф, вселенная; она есть тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства. Абсолют в такой же мере рождает вселенную, в какой и творит её как художник: эманация и творение сливаются здесь в безразличии противоположностей. В этой системе эстетического пантеизма, восходящей в конечном счёте к неоплатонизму, Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф сближается с пантеизмом немецкой мистики (Экхарт).

В 1804 в соч. «Философия и религия» Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, которое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир? В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы...» (1809, рус. пер. 1908) Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф утверждает, что происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это — иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Вслед за Я. Бёме и Ф. Баадером Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф различает в боге самого бога и его неопределимую основу, которую он называет «бездной», или «безосновностью» (Ungrund) и которая есть нечто неразумное и тёмное — бессознательная воля. В силу наличия этой тёмной стихии происходит раздвоение абсолюта, акт самоутверждения свободной воли, отделения от универсального, божественного начала — иррациональное грехопадение, которое невозможно понять из законов разума и природы. Акт грехопадения — это надвременный акт; бессознательная воля действует до всякого самосознания и на метафизическом уровне человек оказывается виновным уже в момент своего рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с абсолютом, а тем самым и воссоединение самого абсолюта — такова, по Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф, цель истории.

  Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистическую философию (в т. ч. и свою философию тождества, и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф считает необходимым дополнить её «позитивной философией», рассматривающей первичный факт — иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в «опыте», отождествляемом Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф с мифологией и религией, в которых сознанию было дано в истории откровение бога. В этой «философии откровения» Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф по существу оставляет почву собственно философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф о положит. философии, или философии откровения, которые он начал читать в 1841 в Берлине, успеха у слушателей не имели; с рядом памфлетов против Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф выступил молодой Ф. Энгельс.

  Философия Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф оказала большое влияние на европейскую мысль 19—20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф Значительным оказалось воздействие Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф на русскую философию — через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А. Максимовича и др., московский кружок «любомудров» (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич),славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф) и др. В 20 в. иррационалистические идеи Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф получили развитие в философии экзистенциализма. Основоположники марксизма ценили у Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, которые оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

 

  Соч.: Sämtliche Werke, Abt. 1 (Bd 1—10) — 2 (Bd 1¾4), Stuttg.—Augsburg, 1856—61; в рус. пер. — Философские письма о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914; Об отношении изобразительных искусств к природе, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934.

 

  Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Асмус В., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.— Л., 1930, с. 121—38; История философии, т. 3, М., 1943, с. 172—210; Каменский З. А., Ф. Шеллинг в русской философии начала 19 в., «Вестник истории мировой культуры», 1960, №6; Лазарев В. В., Шеллинг. М., 1976; Hartmann Е. V., Schellings philosophisches System, Lpz., 1897; Bréhier E., Schelling, P., 1912; Knittermeyer H., Schelling und die romantische Schule, Münch., 1929; Jaspers K., Schelling. Große und Verhängnis, Münch., 1955; Schuiz W., Die Vollendung des deutschen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek, Münch.— W., 1965; Jähnig D., Schelling, Bd 1—2, Pfüllingen, 1966—69; Schneeberger G., F. W. J. Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954.

  П. П. Гайденко.

 

Так же Вы можете узнать о...


«Беседа любителей русского слова», литературное общество в Петербурге (1811—16), возглавлявшееся Г.
Гвинея Верхняя, 1) название части атлантического побережья Африки между мысом Кабу-Рошу на З.
Жарковский, посёлок городского типа в Нелидовском районе Калининской области РСФСР.
Клеи, природные или синтетические вещества, применяемые для соединения различных материалов за счёт образования адгезионной связи клеевой плёнки с поверхностями склеиваемых материалов.
Лысково, город, центр Лысковского района Горьковской области РСФСР.
Ниман, река в Хабаровском крае РСФСР, частично по границе с Амурской областью, правый приток Буреи (бассейн Амура).
Постник (гг. рождения и смерти неизвестны), имя русских зодчих (или зодчего) середины 16 в.
Сигизмунд (Zygmunt). В Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском: С.
Трехполье, трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые.
Четаев Николай Гурьевич [23.11(6.12).1902, с.
Англезит, свинцовый купорос, минерал химического состава Pb[SO4].
Васюган, река в Томской области РСФСР, левый приток р.
Давыдов Борис Владимирович (1884— 30.9.1925, Ленинград), русский гидрограф-геодезист.
Италийские языки, группа индоевропейских языков, включающая ныне мёртвые: латинский, фалискский, умбрский и оскский языки с большим числом диалектов.