Ньяя

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НЬЕ
НЬЁ
НЬИ
НЬЮ
НЬЯ

Ньяя (санскр., буквально— правило, канон, логика вообще), одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет вед) систем индийской философии. Различают «первоначальную» Ньяя, исходным текстом которой была «Ньяя-сутра» Гаутамы (2 в. до н. э. или 2 в. н. э.), а наиболее важными комментариями к ней — «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4—5 вв.), «Ньяя-варттика» Удьотакары (7 в.), «Ньяя-варттика-татпарьятика» Вачаспати Мишры (9 в.), «Ньяя-манджари» Джаянты Бхатты (10 в.) и «Киранавали» Удаянты (10 в.), и «новую» Ньяя («Навья-Ньяя»), основной текст которой — «Таттва-чин-тамани» Гангеши Упадхьяи (12 в.) и многочисленные работы его последователей в 14—18 вв.: Васудевы Сарвабхаумы, Рагхунатхи Широмани, Матхуранатхи и др. Предметом «первоначальной» Ньяя являлся анализ проблем логики, семантики, грамматики и теории познания, возникавших при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания. Эти проблемы распределялись по 16 основным темам: источники истинного знания (чувственное восприятие, логический вывод, аналогия и словесное свидетельство авторитета), объекты познания (в т. ч. материальные предметы, морально-этические ценности, психические состояния и религиозные феномены), ситуации сомнения в подлинности знания, мотивы к совершению действий, примеры, на которых возможно достижение согласия между участниками диспута, основания для доказательств, структура логического вывода, гипотетического умозаключения, способы открытия нового знания, диспуты, приводящие к установлению истины, софистические споры, правила опровержения оппонента, ошибки в логическом выводе, признаки подмены терминов, уловки в споре и условия признания поражения в споре. По мере развития Ньяя всё больше внимания уделялось формально-логической проблематике, а вопросы теории познания и методологии, дискуссии отходили на второй план. Сложилась классическая пятичленная форма логического вывода, радикально отличающаяся от аристотелевской силлогистики, во-первых, тем, что термины вывода определяются по правилам логики отношений, а не логики субъектов и предикатов, во-вторых, той ролью, какую играл пример в структуре вывода. Представители Ньяя, занимая позиции крайнего логического реализма, не допускали возможности отношений с недемонстрируемыми терминами; поэтому пятичленная структура вывода сохраняла особенности умозаключения по аналогии или уподобления образцу и не могла быть сведена к трёхчленному силлогизму.

  Усиление реалистических тенденций в теории познания Ньяя шло параллельно с её сближением, а затем практически слиянием с атомистической философией вайшешики, у которой Ньяя заимствовала всю физику и систему онтологических категорий, превращенных Ньяя в теоретико-познавательные. «Знание» для Ньяя приобрело такое же положение, как и объекты физического мира, а способам его получения и верификации был придан строго операционалистский характер. Это превращение завершилось в «новой» Ньяя, авторы которой занимались почти исключительно проблемами формальной логики и логической семантики. Они создали законченную систему интенсиональной логики, все правила которой были строго формализованы. При получении терминов логического вывода главными являлись операции многоступенчатого отрицания, позволявшие осуществлять логического действия без кванторов и содержательного ограничения свойств, что позволяло полностью исключить случаи недемонстрируемости терминов.

 

  Лит.: Vidyabhusana S. С., A history of Indian logic, Calc., 1921; Keith A. B., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; Randle Ньяя N., Indian logic in the early schools, Oxf., 1930; Chatterjee S. C., Nyāya theory of knowledge, N. Y., 1939; Ingalls D. Ньяя H., Materials for the study of Navya-nyāya logic, Camb., 1951; MatiIaI B. K., The Navya-nyāya doctrine of negation, Camb., 1968; его же, Epistemology, logic and grammar in Indian philosophical analysis, The Hague, 1971.

Так же Вы можете узнать о...


Ахмадие, мусульманская секта. Возникла в конце 19 в.
Барионный заряд, барионное число (символ B), одна из характеристик элементарных частиц, отличная от нуля для барионов и равная нулю для всех остальных частиц.
Бергман Ингмар Бергман (Bergman) Ингмар (р. 14.7.1918, Упсала), шведский режиссёр театра и кино.
Богатырёв Петр Григорьевич [р. 16(28).1.1893, Саратов], советский фольклорист, этнограф, театровед.
Бризантные взрывчатые вещества, вторичные взрывчатые вещества, класс взрывчатых веществ, взрывчатое превращение которых протекает в форме детонации; применяются для производства бризантных гранат, снарядов и некоторых других боеприпасов, а также при взрывных работах.
Вадимонское озеро (лат. Vadimonis lacus, современное озеро Бассано), озеро в Древней Италии, в южной части Этрурии, близ которого в 283 до н.
Вентури Джованни Баттиста Вентури (Venturi) Джованни Баттиста (11.9.1746, Бибиано, — 10.
«Витязь» (сов. исследовательское судно) «Витязь», советское исследовательское судно.
Восточноафриканскии общий рынок (East African common market), общий таможенный союз, объединяющий Республику Уганду, Республику Кению и Объединённую Республику Танзанию.
Галле (изделия) Галле, вид изделий из непрозрачного многослойного стекла, украшенных рельефным изображением растительных или пейзажных мотивов; также техника выполнения декора резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг узора, выступающего силуэтом на просвечивающем фоне.
Георг (в Англии) Георг (George). В Англии: Г. I (28.3.
Глифталевые смолы, полимеры, получаемые на основе глицерина и фталевого ангидрида; см.
Градов Юрий Михаилович (р. 29.6.1934, Череповец), советский архитектор.
Д'Энди Венсан Д'Энди (d'Indy) Венсан (1851—1931), французский композитор, дирижёр; см.