Барокко

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

Барокко (предположительно: от португ. perola barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 — середины 18 вв. Более широкое понимание Барокко включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Барокко как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Барокко отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и социальном сознании. Барокко широко использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов; архитектура «ультрабарокко» в Латинской Америке). Однако Барокко получило широкое распространение не только в католических, но и в протестантских странах, а позднее странах православного круга. Ограничивать Барокко рамками Контрреформации и феодальной реакции неосновательно. Наряду с придворным и церковным Барокко развиваются формы «низового Б», связанные с выражением антифеодального, протеста, а также национально-освободительного движения славянских народов против Габсбургов и османского ига. Барокко отличается антиномичностью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением. Аскетические призывы сочетаются с гедонизмом, изысканность с грубостью, отвлечённая символика с натуралистической трактовкой деталей. Барокко — динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Барокко усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для Барокко характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой. Барокко опирается на схоластическую логику и риторику, развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует наиболее экспрессивные художественные формы средневековья и Ренессанса, сочетает античные образы с христианскими. Риторический рационализм Барокко облегчал выражение его средствами идей Раннего Просвещения. Отмечается рецепция Барокко в романтизме и в новейших модернистских течениях.

Барокко. Пьетро да Кортона. Плафон в Палаццо Барберини в Риме. 1633—39. Барокко.

Барокко. Пьетро да Кортона. Плафон в Палаццо Барберини в Риме. 1633—39.

Барокко. И. К. Глаубиц. Ворота базилианского монастыря в Вильнюсе. 1761. Барокко.

Барокко. И. К. Глаубиц. Ворота базилианского монастыря в Вильнюсе. 1761.

Барокко. Н. Томе. Алтарная композиция Транспаренте в соборе в Толедо. Испания. 1732. Барокко.

Барокко. Н. Томе. Алтарная композиция Транспаренте в соборе в Толедо. Испания. 1732.

Барокко. К. И. Динценхофер. Портал костёла св. Ядвиги в Легницке-Поле. Польша. 1727—32. Барокко.

Барокко. К. И. Динценхофер. Портал костёла св. Ядвиги в Легницке-Поле. Польша. 1727—32.

Барокко. А. Спекки, Ф. Де Санктис. Лестница на Пьяцца ди Спанья в Риме. 1725 Барокко.

Барокко. А. Спекки, Ф. Де Санктис. Лестница на Пьяцца ди Спанья в Риме. 1725

Барокко. Ф. Борромини. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме. 1642—60. Барокко.

Барокко. Ф. Борромини. Церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме. 1642—60.

Барокко. Церковь Санта-Мария де Окотлан близ Тласкалы. Мексика. Ок. 1745—60. Барокко.

Барокко. Церковь Санта-Мария де Окотлан близ Тласкалы. Мексика. Ок. 1745—60.

Барокко. Караваджо. «Положение во гроб». Ок. 1602—04. Ватиканская пинакотека. Рим. Барокко.

Барокко. Караваджо. «Положение во гроб». Ок. 1602—04. Ватиканская пинакотека. Рим.

Барокко. Г. Фернандес. «Оплакивание Христа». Дерево. 1616. Национальный музей религиозной скульптуры. Вальядолид. Барокко.

Барокко. Г. Фернандес. «Оплакивание Христа». Дерево. 1616. Национальный музей религиозной скульптуры. Вальядолид.

Барокко. К. И. Динценхофер. Алтарная часть церкви св. Микулаша на Мала-Стране в Праге. 1737—51. Интерьер. Барокко.

Барокко. К. И. Динценхофер. Алтарная часть церкви св. Микулаша на Мала-Стране в Праге. 1737—51. Интерьер.

Барокко. Гверчино. «Похороны св. Петрониллы». 1621. Капитолийские музеи. Рим. Барокко.

Барокко. Гверчино. «Похороны св. Петрониллы». 1621. Капитолийские музеи. Рим.

Барокко. И. Н. Никитин. Портрет С. Г. Строганова. 1726. Русский музей. Ленинград. Барокко.

Барокко. И. Н. Никитин. Портрет С. Г. Строганова. 1726. Русский музей. Ленинград.

Барокко. П. Пюже. «Милон Кротонский». Мрамор. 1672—82. Лувр. Париж. Барокко.

Барокко. П. Пюже. «Милон Кротонский». Мрамор. 1672—82. Лувр. Париж.

  В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве Барокко было одним из основных стилевых направлений с конца 16 до середины 18 вв. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременного усиления феодально-католической реакции. Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство Барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на смену как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика Барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве Барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды. На искусство Барокко повлияли и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений.

М.Ф. ди Араужу. Церковь Носса сеньора ду Розариу в Ору-Прету (Бразилия). 1785. План. Барокко.

М.Ф. ди Араужу. Церковь Носса сеньора ду Розариу в Ору-Прету (Бразилия). 1785. План.

  Для искусства Барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.

  В изобразительном искусстве Барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто — непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.

  В Италии — на родине Барокко — в его рамках сложились и полное религиозной и чувственной аффектации искусство Л. Бернини,Ф. Борромини, Пьетро да Кортоны, и академизм болонской школы, и демократический бунтарский реализм Караваджо; позднее итальянское Барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Барокко Тьеполо. Во Фландрии рожденное нидерландской революцией мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала в господствовавшее искусство Барокко (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании в 17 в. некоторые черты Барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Барокко де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга Х. Барокко де Чурригеры формы Барокко достигли необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» Латинской Америки). Великолепие и пышность Барокко получили своеобразное истолкование в Австрии (архитектор И. Барокко Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, живописец Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитектор Барокко Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, Барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). В странах интенсивного буржуазного развития — Англии и Голландии — влияние Барокко было лишь частичным.

Барокко. Л. Бернини. "Аполлон и Дафна». Мрамор. 1622—25. Музей и галерея Боргезе. Рим. Барокко.

Барокко. Л. Бернини. "Аполлон и Дафна». Мрамор. 1622—25. Музей и галерея Боргезе. Рим.

Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен. Барокко.

Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

Барокко. Барокко Нёйман. Епископская резиденция в Вюрцбурге. ФРГ. 1719—53. Центральный павильон. Барокко.

Барокко. Барокко Нёйман. Епископская резиденция в Вюрцбурге. ФРГ. 1719—53. Центральный павильон.

Барокко. Л. Бернини. Скала Реджа (Королевская лестница) в Ватикане в Риме. 1663—66. Барокко.

Барокко. Л. Бернини. Скала Реджа (Королевская лестница) в Ватикане в Риме. 1663—66.

Барокко. Скульптор Г. Р. Доннер, архитектор Л. Хильдебрандт. Фрагмент лестницы дворца Мирабель в Зальцбурге. Австрия, 1726. Барокко.

Барокко. Скульптор Г. Р. Доннер, архитектор Л. Хильдебрандт. Фрагмент лестницы дворца Мирабель в Зальцбурге. Австрия, 1726.

Л. Хильдебрандт. Дворец Верхний Бельведер в Вене. 1721—22. План. Барокко.

Л. Хильдебрандт. Дворец Верхний Бельведер в Вене. 1721—22. План.

  В России развитие искусства Барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, падает на 1-ю половину 18 в. При общей для Барокко сословной природе, русское Барокко было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католических стран) и обладало рядом национальных особенностей, обусловленных чувством гордости за успехи государства и народа. Русская архитектура Барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитектор М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразительного искусства, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля (скульптура Барокко К. Растрелли и др.). В России, как и в других странах, эпоха Барокко отмечена подъёмом декоративных искусств, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й половине 18 в. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Барокко. Барокко К. Растрелли. Бюст неизвестного. Бронза. 1732.Третьяковская галерея. Москва. Барокко.

Барокко. Барокко К. Растрелли. Бюст неизвестного. Бронза. 1732.Третьяковская галерея. Москва.

Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748—67. Барокко.

Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748—67.

Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752—57. Архитектор В. В. Растрелли. План. Барокко.

Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752—57. Архитектор В. В. Растрелли. План.

  Понятие «Барокко» нередко распространяется на всю художественную культуру 17 в., в том числе на явления, далёкие от Барокко по содержанию и стилю (например, «нарышкинское Барокко", или «московское Барокко", в русском зодчестве конца 17 в.).

  Литература. Термин «Барокко» применялся к литературе уже с середины 19 в. (Дж. Кардуччи, 1860, Порембович, 1893); в 20-х гг. 20 в. возник ряд проникнутых субъективностью толкований Барокко у экспрессионистов и представителей духовно-исторической школы. Барокко часто служит для обозначения прециозной литературы во Франции, гонгоризма в Испании, маринизма в Италии, «метафизической поэзии» в Англии, придворно-схоластической поэзии в России. Однако эти явления не покрывают всего объёма термина; более широко Барокко рассматривают как общий стиль, исторически закономерный для европейского литературного развития. Выдвигается представление о «низовом Барокко", отвечающем потребностям бюргерства и народных масс. Различные проявления умственного брожения, связанные с социально-утопическими движениями и чаяниями, также обращались к формам литературного Барокко (Я. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). Для литературного Барокко характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на «принципе остроумия» (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания «далёких» идей, образов и представлений. Барокко отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью; питает пристрастие к полигисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия («Vanitas»), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Барокко эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, который чувствует себя «щепкой» в водовороте жизни, что отвечает судьбам «солдат Фортуны», ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Барокко усваивало готовые риторические формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы народного романа («Симплициссимус» Гриммельсхаузена). Проза Барокко часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Большое значение приобретают периферийные жанры: путешествия, литературные сборники, где смешан новеллистический и учёно-энциклопедический материал. Литература Барокко представлена в Испании поэзией Гонгоры, трагедиями П. Кальдерона, драмой Тирсо де Молины, отчасти плутовским романом: в Италии поэзией Т. Тассо и Дж. Марино; в Англии драмами У. Уэбстера; в Германии трагедиями А. Грифиуса и Лоэнштейна, сатирой И. Мошероша и Гриммельсхаузена; во Франции д'Обинье; в Хорватии эпической поэмой Гундулича, драмами И. Джорджича и др. Некоторые исследователи усматривают черты Барокко или относят к нему позднюю драму У. Шекспира («Буря»), произведения Мильтона, Вондела, Корнеля и мн. др. В России возникновение Барокко тесно связано с укреплением церковной проповеди и школьной драмы; оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. В «Жизнеописании» Аввакума усматривают черты Барокко — антиномичность, трагический характер повествования, ломку традиционных жанров и др. С конца 17 в. Барокко охватывает в России церковную проповедь (С. Яворский, Ф. Прокопович), школьный театр, панегирическую поэзию петровских «триумфов». Дальнейшая секуляризация тем и мотивов, перемена системы стихосложения видоизменили и затушевали связь новой русской поэзии с этой традицией. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного искусства (мозаика, иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Барокко в России.

Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) в Риме. Лестница. 1725. Архитекторы А. Спекки, Ф. Де Санктис. План. Барокко.

Пьяцца ди Спанья (площадь Испании) в Риме. Лестница. 1725. Архитекторы А. Спекки, Ф. Де Санктис. План.

  Музыка. В зарубежном музыкознании термин «Барокко» стал применяться с начала 20 в. Эпохой музыкального Барокко считается весь период развития музыкальной культуры в европейских странах, соответствующий периоду Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Основанием для выделения эпохи музыкального Барокко служили прежде всего некоторые общие черты в области композиционной техники. Так, период конца 16 — середины 18 вв. ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонической «вертикали» и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением некоторых новых музыкальных жанров и форм — партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта.О слабых сторонах этой концепции свидетельствует то, что в эпохе музыкального Барокко объединяются различные, порой противоречивые музыкальные явления — от мадригалистов рубежа 16—17 вв. до творчества Г.Ф. Генделя и И. С. Баха. Советские исследователи полагают, что в музыкальном искусстве европейских стран этого периода наряду со стилем Барокко проявлялся, взаимодействуя с ним, и стиль классицизма, поэтому они отказываются от выделения целостной эпохи музыкального Барокко Согласно воззрениям советских музыковедов, творчество крупнейших композиторов этого периода — Генделя и Баха — не укладывается в рамки какого-либо одного стиля. В стиле музыкального Барокко советские музыковеды считают ведущими не формально-технические моменты, но определенный тип образов, характер музыкальной выразительности — величие, пышность, декоративность, выражение сильных аффектов и т.п. Стиль Барокко в музыке отличает, с одной стороны, стремление к. глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств — (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой — к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль музыкального Барокко наиболее ярко проявился в итальянской музыке (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.), несколько позднее — в немецкой музыке (оперы Р. Кейзера, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др.).

 

  Лит.: Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1918; его же, Основные понятия истории искусства, пер. с нем., М., 1930; Смирнов А., Шекспир, ренессанс и барокко, «Вестник ЛГУ», 1946, № 1; История русского искусства, т. 5, М., 1960; Ливанова Т.Н., На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963; Всеобщая история искусств, т 4, М., 1963; История эстетики. Эстетические учения 17—18 в., т. 2, М., 1964; Ренессанс. Барокко. Классицизм, М., 1966; Морозов А., Проблемы европейского барокко, «Вопросы литературы», 1968, № 12; его же, «Маньеризм» и «барокко», как термины литературоведения, «Русская литература», 1966, №3; его же, Ломоносов и барокко, там же, 1965, №2; Лихачев Д. С., Барокко и его русский вариант XVII века, «Русская литература», 1969, №2; Weisbach W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, 2 Aufl., B., 1929; Retorica e barocco, Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. von R. Stamm, Bern—Munch., 1956; Tapie V.-L., Baroque et classicisme. P., [1957]; Angyal A., Die slawische Barockwelt, Lpz., 1961; В lume F., Begriff und Grenze des Barock in der Musik, «Svensk Tidskrift for Musikforskning», 1961, Bd 43: Manierismo, Barocco, Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962; Le baroque musicale. Les congres et colloques de l'Universite de Liege, Liege, 1964; Windfuhr M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., 1966.

  А. А. Морозов (введение, литература), В. Н. Брянцева (музыка), А. М. Кантор (архитектура, изобразительное и декоративное искусство).

Так же Вы можете узнать о...


Политические карты, карты, дающие территориально-политическую характеристику мира, материков или крупных географических регионов.
Ремённая передача, механизм, осуществляющий передачу вращательного движения с помощью ремня, охватывающего закрепленные на валах шкивы.
Сида (Sida), род травянистых растений и полукустарников семейства мальвовых.
Сульфирование, замещение в органических соединениях водорода у атома углерода на сульфогруппу (—SO3H) при действии серной кислоты или олеума.
Тхапсаев Владимир Васильевич [родился 2(15).
Хауз Эдуард Манделл Хауз (House) Эдуард Манделл (26.7.1858, Хьюстон, штат Техас, — 28.
Шлиссельбургская крепость (до 1611 — Орешек, до 1702 — Нотебург, с 1944 — Петрокрепость), на Ореховом о.
Агрофизика, агрономическая физика, наука о физических методах исследования внешних условий жизни растений и физических процессах их жизнедеятельности; разрабатывает приёмы регулирования физических условий в почве и в приземном слое воздуха.
Багирова Басти Масим кызы (1906, сел. Абдуллабейкюрд, ныне Касум-Исмаиловского района, — 27.
Будапештский университет им. Лоранда Этвеша, крупнейшее высшее учебное заведение Венгрии.
Вульф Хильмар Вульф (Wulff) Хильмар (р. 5.3.1908, Раннерс), датский писатель.
Григорович Иван Константинович [26.1(7.2).1853 — 3.
Евангелия (от греч. еuangelion, буквально — благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе.
«Искусственное сердце - лёгкие» аппарат «Искусственное сердце — лёгкие» аппарат, то же, что искусственного кровообращения аппарат.
Коати, млекопитающее семейства енотовых; то же, что носуха.
Курсовая цена, цена, по которой на фондовых биржах капиталистических стран совершаются сделки по покупке и продаже акций, облигаций и др.
Манганаты, соли марганцовистой кислоты H2MnO4.