Оперетта

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОПА
ОПЕ
ОПЁ
ОПИ
ОПЛ
ОПО
ОПП
ОПР
ОПС
ОПТ
ОПУ
ОПЫ
ОПЬ

Оперетта (итал. operetta, франц. opérette, буквально — маленькая опера), один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии Оперетта обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в Оперетта используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной и инструментальной музыки — ария,дуэт,ансамбль,хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в Оперетта для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает Оперетта от водевиля и др. разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину «Оперетта» первоначально придавалось иное значение. До середины 19 в. Оперетта назывались небольшие оперы. Истоки Оперетта восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники — комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль.

Как самостоятельный жанр Оперетта возникла в 50-е гг. 19 в. во Франции; в 60-е гг. появились австрийские, в 70-е гг. — английские, в 80-е гг. — американские. Оперетта Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип Оперетта, его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры («Орфей в аду», 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная Оперетта создана в 70—90-х гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й половине 19 в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произведения И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы. На рубеже 19 и 20 вв. в Великобритании Оперетта сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции — с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем. В австрийской же т. н. новой венской Оперетта, в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли национальные венгерские мелодии, наступил в начале 20 в. период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип Оперетта — мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) Оперетта, но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20—30-е гг. в венской Оперетта усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная Оперетта в значительной степени деградировала идейно и художественно.

  В 20-е гг. 20 в. в северо-американской Оперетта (возникшей в конце 19 в.) утвердился новый вид музыкальных произведениймьюзикл, который объединил музыкальную комедию и омузыкаленную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна.

  Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало советской Оперетта положено в середине 20-х гг. композиторами И. Оперетта Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьев-Седой, К. Я. Листов, Оперетта Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н. Хренников, В. И. Мурадели, Оперетта А. Сандлер. В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь Оперетта с массовой советской песней. Обращаются к Оперетта и мастера советской симфонической и оперной музыки — В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Для работ советских композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые Оперетта, музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в Оперетта композиторов национальных республик — А. С. Айвазян (Армянская ССР), А. П. Рябова (Украинская ССР), Р. С. Гаджиева (Азербайджанская ССР), Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе (Грузинская ССР), А. Я. Жилинского (Латвийская ССР), Э. А. Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эстонская ССР), Д. Х. Файзи (Татарская АССР) и др. В 40—50-е гг. стала успешно развиваться Оперетта др. европейских социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.

 

  Лит.: Янковский М., Оперетта, Л. — М., 1937; его же, Советский театр оперетты, Л. — М., 1962: Орелович А., Что такое оперетта, М. — Л., 1966; Schneidereit Оперетта, Operettenbuch, [5 Aufl.], В., 1958; Grun В., Kulturgeschichte der Operette. [2 Aufl.], B., 1967.

  А. А. Орелович.

 

Так же Вы можете узнать о...


Ногами Яэко (р. 8.5.1885, префектура Оита, о.
Определённый интеграл, одно из основных понятий математического анализа, к которому приводится решение ряда задач геометрии, механики, физики.
Парамагнитный усилитель, квантовый усилитель СВЧ, рабочим веществом которого является кристалл с примесью парамагнитных ионов.
Пиндемонте Ипполито Пиндемонте (Pindemonte) Ипполито (13.11.1753, Верона,— 18.
Померания (лат. Pomerania, нем. Pommern), средневековое герцогство на побережье Балтийского моря, затем (до 1945) прусская провинция (главным образом на территории Западного Поморья).
Противостояние планеты, см. в ст. Конфигурации в астрономии.
Реализация (от позднелат. realis — вещественный, действительный), 1) осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.
Руис Соррилья Мануэль Руис Соррилья (Ruiz Zorrilla) Мануэль (22.3.
Свип-генератор (от англ. sweep — размах, непрестанное движение), генератор качающейся частоты, генератор измерительный, на выходе которого частота электрических колебаний автоматически меняется (качается) по заданному закону (например, синусоидальному, пилообразному).
Сипаи (на яз. хинди, урду и перс. — сипахи — воин, солдат), в колониальной Индии (в основном с середины 18 в.
Софистика (от греч. sophistike — умение хитро вести прения), 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами.
Структурометрия фотографическая, учение об измерении изобразительных свойств фотографического материала, обусловленных дискретной структурой как непроявленного слоя фотографической эмульсии, так и проявленного почернения фотографического.
Театральные журналы . В России начало театральной периодики относится к концу 18 в.