Планёр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЛА
ПЛЕ
ПЛЁ
ПЛИ
ПЛО
ПЛУ
ПЛЫ
ПЛЬ
ПЛЮ
ПЛЯ

Планёр (франц. planeur, от planer — парить), безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно под действием собственного веса. Его полёт в спокойной атмосфере происходит с постоянным снижением под некоторым углом к горизонту (углом планирования) и основан на тех же физических законах, что и полёт самолёта. При наличии в атмосфере восходящих потоков воздуха становится возможным полёт Планёр без потери высоты или с её набором — парение. Современные Планёр различают: по числу мест — одно-, двухи многоместные; по назначению — учебные, тренировочные и рекордные (спортивные). Одноместные рекордные Планёр бывают стандартного (с размахом крыла до 15 м) и открытого (без ограничения размаха) классов.

  Первый Планёр был построен и испытан французским моряком Ж. Ле Бри в 1868. Используя для запуска буксируемую лошадью тележку, на которой располагался Планёр, он сумел осуществить планирующие полёты на расстояние до 30 м. В конце 19 — начале 20 вв. было совершено большое число кратковременных планирующих спусков с холмов, благодаря которым человек научился управлять полётом Планёр В 1891—96 немецкий инженер О. Лилиенталь первый провёл большое число успешных планирующих полётов на расстояние до 250 м на т. н. балансирных Планёр Управление такими Планёр сводилось к перемещению центра тяжести аппарата путём отклонения тела лётчика в нужную сторону. Последователями О. Лилиенталя стали в Великобритании инженер Планёр Пилчер, в США инженер О. Шанют и братья О. и У. Райт. Успешные полёты на Планёр братьев Райт в 1901—03 позволили им построить самолёт, представлявший собой несколько увеличенную копию их Планёр; на нём они впервые совершили полёт в 1903. Начиная примерно с 1908 полёты на балансирных Планёр становятся распространёнными. Позже баланс был заменен управлением рулями — такими же, как и на самолётах. В 1913 в Крыму русский конструктор С. Планёр Добровольский впервые в России совершил парящие полёты продолжительностью ~ 5 мин на Планёр-биплане, который имел систему рулевого управления; в нём лётчик находился в сидячем положении.

  В СССР планёростроение получило размах в 20—30-е гг.; конструкторами были К. К. Арцеулов, Г.Ф. Грошев, В. И. Емельянов, С.В. Ильюшин, Б. Н. Шереметев, А. С. Яковлев и многие др. В период 2-й мировой войны 1939—45 в СССР, США, Великобритании, Германии, Японии строились многоместные десантные буксирные Планёр для переброски солдат и техники через линию фронта. На фронтах Великой Отечественной войны 1941—45 применяли 7-местный десантный Планёр А-7 конструкции О. К. Антонова и 11-местный Гр-29 конструкции В. К. Грибовского. Первым в мире десантным буксирным Планёр был построенный в 1932 в Москве 18-местный Планёр «Яков Алкснис» конструкции Б. Д. Урлапова.

  В начале 70-х гг. 20 в. Планёр (спортивного назначения) и методы полётов на них были значительно усовершенствованы, что позволило выполнить рекордные полёты на высоте до 14 км, дальностью свыше 1000 км (см. Планёрный спорт). Известными конструкторами современных Планёр являются: в СССРО. К. Антонов, конструкторский коллектив Казанского авиационного института, Б. О. Карвялис, Б. И. Ошкинис, В. Ф. Спивак и др.; в Польше — А. Курбиль, В. Окармус; в ФРГ — Г. Вейбель, К. Холингхаус.

  Планёр 20-х гг. имели деревянную конструкцию (рис. 1). По своему внешнему виду, размерам, принципу управления и размещению лётчика они мало чем отличались от самолётов тех лет, однако их масса была значительно меньше. В дальнейшем конструкция Планёр претерпела существенные изменения, которые привели к увеличению аэродинамического качества Планёр (отношения подъёмной силы крыла к полной силе лобового сопротивления) и удлинения крыла (отношения размаха крыла к его ширине), а также к уменьшению минимальной скорости снижения Планёр (до 0,5 м/сек). Стал применяться ламинаризированный профиль крыла с характерной изогнутостью в хвостовой его части. Благодаря тому, что лётчик стал располагаться в кабине в полулежачем положении ногами вперёд, а кабину лётчика закрыли прозрачным «фонарём», не выступающим за контур фюзеляжа, резко уменьшилось максимальное сечение фюзеляжа (мидель). Было применено одноколёсное шасси, убирающееся в полёте (рис. 2). Основными конструкционными материалами для современного Планёр служат дюралюминий и стеклопластик, дерево применяется значительно реже.

Рис. 1. Планёр А-5 конструкции К. К. Арцеулова. 1923. Планёр.

Рис. 1. Планёр А-5 конструкции К. К. Арцеулова. 1923.

Рис. 2. Планёр БК-7 «Летува» конструкции Б. О. Карвялиса. 1972. Планёр.

Рис. 2. Планёр БК-7 «Летува» конструкции Б. О. Карвялиса. 1972.

  Запуск Планёр осуществляется различными способами. В 30-х гг. для этого использовали резиновый шнур, и Планёр запускался, как камень из рогатки. Начиная с 1931 советские планеристы освоили старт с помощью буксировки Планёр за самолётом. С тех пор такой старт (как правило, до высоты 600 м) сделался обычным для спортивных Планёр Основным способом взлёта Планёр без помощи самолёта стал автостарт — подъём посредством стального троса и лебёдки с приводом от двигателя внутреннего сгорания (высота подъёма 200—300 м). В 60-х гг. получили распространение также Планёр с мотором — мотопланёры, осуществляющие самостоятельный взлёт.

  Основные лётно-технические характеристики современного Планёр имеют следующие значения: наибольшее аэродинамическое качество 40—53; размах крыла до 29 м, удлинение крыла 20—36; нагрузка на крыло 250—350 н/м2; скорость снижения 0,4—0,8 м/сек; скорость полёта (при наибольшем аэродинамическом качестве) 80—100 км/ч; максимально допустимая скорость полёта 220—250 км/ч.

 

  Лит.: Пьецух А. И., Крылья молодежи, М., 1954; Шереметев Б. Н., Планеры, М., 1959; Костенко И. К., Сидоров О. А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планеры, М., 1959; Замятин В. М., Планеры и планеризм, М., 1974 (лит.); Keedus Ü., Purilend, Tallinn, 1962; Skarbinski A., Stafiej W., Projektowanie i konstrukcja szybowcow, Warsz., 1965; Podręcznik pilota szybowcowego, Warsz., 1967.

  И. К. Костенко.

Так же Вы можете узнать о...


Тиоиндигоиды, тиоиндигоидные красители, кубовые красители группы индигоидных красителей, содержащие в своём составе серу.
Учжоу, Цанъу, город на Ю. Китая, в Гуанси-Чжуанском автономном районе.
Хлор (лат. Chlorum), Cl, химический элемент VII группы периодической системы Менделеева, атомный номер 17, атомная масса 35,453; относится к семейству галогенов.
Шейса восстание 1786-87 Шейса восстание 1786—87, восстание фермерской бедноты в США под руководством Д.
Юрий Данилович (год рождения неизвестен — умер 21.
Англо-саксонское завоевание, завоевание Британии северо-германскими племенами англов, саксов, ютов и фризов в 5—6 вв.
Баталпашинск, до 1939 название г. Черкесска, центра Карачаево-Черкесской АО Ставропольского края РСФСР.
Будский Йосеф Будский (Budský) Йосеф (р. 11.6.1911, Прага), чехословацкий актёр и режиссёр, заслуженный деятель искусств ЧССР (1961).
Воздушный десант, войска (соединение, часть, подразделение), переброшенные по воздуху в тыл противника для ведения боевых действий.
Гизель Иннокентий [около 1600—18(28).11.1683], украинский историк, литератор, политический и церковный деятель, выходец из Пруссии, принявший православие.
Дейок, согласно Геродоту, первый мидийский царь, который освободил Мидию от ассирийского господства; основатель Экбатаны (современный Хамадан).
Ждярские горы (Žd’arske vrchy), северо-восточная часть Чешско-Моравской возвышенности в Чехословакии.