Самолёт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЦ
САЧ
САЯ

Самолёт (устаревшее — аэроплан), летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надёжности в эксплуатации, высокой манёвренности Самолёт получил наибольшее распространение из всех типов летательных аппаратов и применяется для транспортирования пассажиров и грузов, а также для военных и специальных целей. Историю развития и основные данные Самолёт см. в ст. Авиация.

Классификация самолётов. По назначению различают гражданские и военные Самолёт К гражданским Самолёт относятся: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности, высоты, дальности полёта и т. п.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные, специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые) и экспериментальные. Военные Самолёт предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач; подразделяются на истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведчики, транспортные, Самолёт связи и санитарные. Подробнее см. в ст.Военно-воздушные силы, Истребительная авиация, Истребительно-бомбардировочная авиация, Бомбардировочная авиация, Разведывательная авиация, Военно-транспортная авиация.

  В основу классификации Самолёт по конструкции положены внешние признаки: число и расположение крыльев и двигателей, форма и расположение оперения и т. п. На рис. 1 показаны основные типы Самолёт В зависимости от числа крыльев различают монопланы, т. е. Самолёт с одним крылом, и бипланы — Самолёт с двумя крыльями, находящимися одно над другим. Бипланы, у которых одно из крыльев короче другого, называются полуторапланами. Бипланы манёвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полёта Самолёт Поэтому большинство современных Самолёт выполняется по схеме моноплана. В зависимости от положения крыла относительно фюзеляжа Самолёт делятся на низкопланы, среднепланы и высокопланы. По положению оперения различают Самолёт классические схемы (оперение размещается позади крыла), Самолёт типа «утка» (горизонтальное оперение располагается впереди крыла) и Самолёт типа «бесхвостка» (оперение размещается на крыле). Классическая схема Самолёт может быть с однокилевым оперением, разнесённым вертикальным (многокилевым) оперением и V-образным оперением. В зависимости от типа шасси Самолёт подразделяют на сухопутные, гидросамолёты и амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси). По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные Самолёт В зависимости от скорости полёта различают Самолёт дозвуковые (скорость Самолёт соответствует Маха числу М < 1), сверхзвуковые (5 > М ³ 1) и гиперзвуковые (М ³ 5).

Рис. 1. Основные типы самолётов. Самолёт.

Рис. 1. Основные типы самолётов.

Аэродинамика самолёта. В результате воздействия на крыло воздушного потока возникает аэродинамическая сила R (см. Аэродинамические сила и момент). Вертикальная составляющая этой силы по отношению к потоку называется подъёмной силой Y, горизонтальная составляющая — силой лобового сопротивления Q (см. Аэродинамическое сопротивление). Лобовое сопротивление является суммой сил трения воздуха о поверхность крыла Qтр, давления воздушного потока Qдавл (объединяемых общим название профильного сопротивления — Qпроф = Qтр + Qдавл) и индуктивного сопротивления Qинд, возникающего при наличии подъёмной силы на крыле. Qинд обусловливается образованием на концах крыла вихрей воздуха вследствие перетекания его из области повышенного давления под крылом в область пониженного давления над крылом. При скорости полёта, близкой к скорости звука, может возникать волновое сопротивление Qполн. Подъёмная сила Самолёт обычно равна подъёмной силе крыла, лобовое сопротивление — сумме сопротивлений крыла, фюзеляжа, оперения и др. частей Самолёт, обтекаемых потоком воздуха, а также сопротивления интерференции (взаимного влияния этих частей) Qинт. Отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению  называется аэродинамическим качеством. Максимальное значение аэродинамического качества современного Самолёт достигает 10—20.

Силовая установка самолёта состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств — воздушных винтов, пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, запуска, смазки, изменения направления тяги и др. При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п.

  Конструкция самолёта. Основные части — крыло, фюзеляж, шасси и оперение самолёта. На рис. 2 показана компоновочная схема турбореактивного пассажирского Самолёт Ил-62. Крыло создаёт подъёмную силу при движении Самолёт Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси Самолёт (например, у Самолёт вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах). На крыле устанавливаются рули крена (элероны) и элементы механизации крыла. Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения Самолёт по аэродрому. На Самолёт могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у Самолёт повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. Самолёт с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции. Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки Самолёт

Рис. 2. Турбореактивный самолёт Ил-62: 1 — передняя стойка шасси; 2 — кабина экипажа; 3 — входная дверь; 4 — фюзеляж; 5 — передний пассажирский салон; 6 — основная стойка шасси; 7 — крыло; 8 — двигатели; 9 — технический отсек; 10 — стабилизатор; 11 — антенна; 12 — киль; 13 — задний пассажирский салон; 14 — буфет; 15 — гардероб. Самолёт.

Рис. 2. Турбореактивный самолёт Ил-62: 1 — передняя стойка шасси; 2 — кабина экипажа; 3 — входная дверь; 4 — фюзеляж; 5 — передний пассажирский салон; 6 — основная стойка шасси; 7 — крыло; 8 — двигатели; 9 — технический отсек; 10 — стабилизатор; 11 — антенна; 12 — киль; 13 — задний пассажирский салон; 14 — буфет; 15 — гардероб.

  Системы управления и оборудование. Системы управления Самолёт разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями. Вспомогательные системы служат для управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п. Управление Самолёт производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться автопилоты и бортовые вычислители; управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлическими, пневматическими или электрическими усилителями (называемыми бустерами), устройствами сервокомпенсации. Управление Самолёт в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на Самолёт вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями.

  Оборудование Самолёт включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенительные устройства, высотное, бытовое и специальное оборудование, а для военных Самолёт также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и бронирование. Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на пилотажно-навигационное (вариометры, авиагоризонты, компасы, автопилоты и т. п.), для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Электрооборудование Самолёт обеспечивает работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя средства радиосвязи и радионавигации, радиолокационное оборудование, системы автоматического взлёта и посадки. Для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах служит высотное оборудование Самолёт (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.). Удобство размещения пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваются бытовым оборудованием. К специальному оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции Самолёт, аэрофотосъёмки, оборудование для перевозки больных и раненых и т. п.

Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП). Увеличение скоростей полёта Самолёт приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600—800 км/ч) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600—650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управления пограничным слоем, использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке, отклонением вектора тяги маршевых двигателей. Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются специальными подъёмными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (ТРД). Типовые схемы СВВП показаны на рис. 3.

Рис. 3. Самолёты вертикального взлёта и посадки. Самолёт.

Рис. 3. Самолёты вертикального взлёта и посадки.

 

  Лит.: Паленый Э. Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Курочкин Ф. П., Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, М., 1970; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971; Никитин Г. А., Баканов Е. А., Основы авиации, М., 1972; Проектирование самолетов, 2 изд., М., 1972; Шейнин В. М., Козловский В. И., Проблемы проектирования пассажирских самолетов, М., 1972; Schmidt Н. A. F., Lexikon Luftfahrt, В., 1971; Jane's, all the world's aircraft, L.,

1909—.

  Г. А. Никитин, Е. А. Баканов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Империализм (франц. imperialisme, англ. imperialism, нем.
Кампу-Гранди (Campo Grande), город на З. Бразилии, в штате Мату-Гросу.
Кинины (от греч. kinéo — двигаю, побуждаю), 1) цитокинины, распространённые в растениях и микроорганизмах вещества, производные 6-аминопурина (см.
Контейнеровоз автомобильный, специализированный полуприцеп для перевозки контейнеров по автомобильным дорогам.
Кубка Франтишек Кубка (Kubka) Франтишек (4.3.1894, Прага, — 7.
Лессепс Фердинанд Мари де Лессепс (Lesseps) Фердинанд Мари де (19.11.1805, Версаль, — 7.
Макарьевская ярмарка, одна из крупнейших ярмарок в России.
Мескупас Ицикас (партийный псевдоним — Адомас) (1907, Укмерге, ныне Литовской ССР, — 13.
Мотоори Норинага (1730, Мацудзака, провинция Исе, — 1801), японский филолог и языковед школы так называемой отечественной науки.
Нигулаский заповедник, расположен на юго-западе Эстонской ССР.
Ончул Димитрие Ончул (Onciul) Димитрие [26.10(7.11).1856, село Стража, уезд Рэдэуци, — 20.
Патриархат (от греч. patér — отец и archo — управляю, властвую; буквально — отцевластие), наиболее распространённая: форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье.
Подлинник лицевой, лицевой подлинник, в древнерусской живописи свод образцовых рисунков («прорисей»), фиксирующих иконографию и композицию каких-либо изображений или подробных, главным образом технических, наставлений, которым следовал в своей работе живописец (например, «Строгановский лицевой подлинник» начало 17 в.
«Пролетарская революция», исторический журнал; издавался в Москве в 1921—41 [в 1921—28 — орган Истпарта ЦК ВКП (б), в 1928—31 — института Ленина при ЦК ВКП (б), в 1933—41 — института Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП (б)].
Рейес Альфонсо Рейес (Reyes) Альфонсо (17.5.1889, Монтеррей, — 27.