Плюрализм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЛА
ПЛЕ
ПЛЁ
ПЛИ
ПЛО
ПЛУ
ПЛЫ
ПЛЬ
ПЛЮ
ПЛЯ

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (Плюрализм в гносеологии). Термин «Плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба Плюрализм и монизма, но и как столкновение разных форм Плюрализм, например материалистического и идеалистического Плюрализм Так, античный атомизм — материалистический вариант Плюрализм, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант Плюрализм, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанциймонад.

Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определённую сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла Плюрализм Классическая философия 17—18 вв. в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

  Развитие идеалистической философии в конце 19—20 вв. характеризуется усилением тенденций к Плюрализм, что находит своё выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критической» онтологии Н. Гартмана.

В гносеологии обращение к Плюрализм было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19—20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

  Превращение Плюрализм в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений идеалистической «философии науки», как, например, конвенционализм А. Пуанкаре (Франция), концепция «критической методологии», предложенная английским философом К. Поппером и его учениками (Плюрализм Фейерабендом и др.) и называемая ими «теоретическим Плюрализм», и др. Вместе с тем в науке усиливается и противоположная тенденция — к интеграции знания и построению единой картины мира.

  В современной буржуазной социологии Плюрализм как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политического Плюрализм, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие заинтересованных групп (см. «Плюралистической демократии» теория). Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что существует Плюрализм внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества «моделей» социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти антинаучные концепции отвергают интернациональный характер марксизма-ленинизма и общие закономерности строительства социалистического общества.

  Диалектический материализм преодолевает ограниченность как вульгарного монизма, так и Плюрализм и, подчёркивая материальное единство мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.

 

  Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, M., 1911; Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972; Laner P., Pluralismus oder Monismus, B., 1905; Jakowenko B., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Der Methoden und Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

  А. Плюрализм Огурцов.

Так же Вы можете узнать о...


Витамины (от лат. vita — жизнь), группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Гавриленко Александр Павлович [1(13).3.1861, Александровск, ныне Запорожье, — 10(23).
Гидролизная промышленность, объединяет производства, основанные на химической переработке растительных материалов путём каталитического превращения полисахаридов в моносахариды.
Гренландско-исландский порог, возвышение дна, протягивающееся поперёк Датского пролива между подводными склонами Исландии и Гренландии.
Дербенди, йе, династия правителей Ширвана (историческая область в Северном Азербайджане) (годы правления 1382—1538).
Древс Артур Древс (Drews) Артур (1.11.1865, Итерзен, — 19.
Зальцбург (земля в Австрии) Зальцбург (Salzburg), земля в Австрии. Площадь 7,2 тыс.
Илуксте, город в Даугавпилсском районе Латвийской ССР.
Каладиум (Caladium), род растений семейства ароидных.
Кашмирская литература . В течение веков основным языком литературы и культуры Кашмира был санскрит.