Рази Абу Бакр Мухаммед бен ЗакарияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рази, ар-Рази (латинизир. Разес, Rhazes) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865, Рей, — 925 или 934, там же), иранский учёный-энциклопедист, врач и философ; рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) — всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); труды Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария были переведены на латинский язык в Европе в 10—13 вв. Для научных исследований Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, стремление к практической пользе. В основе философской концепции Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария близок атомизму Демокрита; Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. В этике Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария резко критиковал все существовавшие в его время религии. Ему принадлежит антиклерикальный трактат «Машарик ак-анбийа», который лег, по-видимому, в основу лат. средневекового памфлета «О трёх обманщиках». Истина, по Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария, — едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей 10—11 вв., в частности Фараби. А. Е. Бертельс.
Основные работы Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. В труде «Об оспе и кори» (рус. пер. в книга В. О. Губерта «Оспа и оспопрививание», т. 1, СПБ, 1898) Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. Б. Д. Петров.
Соч.: Epître de Beruni contenant le répertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publ. par P. Kraus, Рази Абу Бакр Мухаммед бен Закария, 1936; Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentaque supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939; Nadjmabadi M., Bibliographie de Razes..., Tehran, 1960; AI-Sirat alfalsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964; Mohaghegh M., Filseif-i-Rayy Muhammad lbn-i-Zakariya-i-Razi, Tehran, 1974; в рус. пер. — Каримов У. И., Неизвестное сочинение ар-Рази. «Книга тайны тайн», Таш., 1957.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|