Рильке Райнер МарияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рильке Райнер Мария М. Рильке. Рильке (Rilke) Райнер Мария (4.12.1875, Прага, — 29.12.1926, санаторий Валь-Мон, близ Монтрё, Швейцария), австрийский поэт. Родился в семье чиновника. Детство и юность провёл в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. Изучал литературу, историю искусства, философию в Пражском, Мюнхенском и Берлинском университетах. Первые сборники стихов Рильке Райнер Мария: «Жизнь и песни» (1894), «Жертвы ларам» (1896), «Венчанный снами» (1897), «Канун рождества» (1898), «Мне на праздник» (1900) — развивают темы и образы, характерные для декадентской поэзии рубежа веков, их отличает музыкальность, разнообразие звукового оформления. После поездок в Россию в 1899 и 1900 (где он встречался с Л. Н. Толстым) и отчасти под влиянием русской литературы становится всё более явной гуманистическая направленность творчества Рильке Райнер Мария Трактуя религию в демократическом духе средневековых мистических учений как единственную силу, способную придать смысл человеческому бытию (первые две книги «Часослова», 1899, 1901), Рильке Райнер Мария вскоре убеждается в несостоятельности этого представления (третья книга «Часослова», 1903, полное изд. 1905; «Новые стихотворения», 1907—08). В его произведениях появляются социальные мотивы, развёртываются мрачные картины жизни большого капиталистического города. В образе главного героя романа «Заметки Мальте Лауридса Бригге» (1910) Рильке Райнер Мария пытается, во многом под влиянием С. Кьеркегора, дать индивидуалистическое обоснование жизни человека, но осознаёт трагизм, бесперспективность этого пути. Приветствовал Ноябрьскую революцию 1918 в Германии, однако вскоре в ней разочаровался. Характерное для поэзии Рильке Райнер Мария стремление к философскому осмыслению жизни нашло наиболее полное выражение в «Дуинских элегиях» (1923) и «Сонетах к Орфею» (1923). В культуре, символом которой становится Орфей, Рильке Райнер Мария видел подлинные гуманистические ценности, способные сохранить человечность в теряющем её капиталистическом мире. Творчество Рильке Райнер Мария близко к символизму, однако без его субъективистских тенденций. Произведения Рильке Райнер Мария оказали значительное влияние на искусство и философскую мысль 20 в.
Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. von Rilke-Archiv, Bd 1—6, Fr./M., 1962—66; Briefe, [Fr./M., 1966]; в рус. пер. — Собр. стихов, пер. А. Биска, [Од.], 1919; Лирика, пер. Т. Сильман, М. — Л., 1965; Ворпеведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, М., 1971; Избр. лирика, М., 1974; Лирика, М., 1975.
Лит.: Адмони В. Г., Поэзия Райнера Марии Рильке, «Вопросы литературы», 1962, № 12; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Günther W., Weltinnenraum. Die Dichtung R. М. Rilkes, 2 Aufl., Bern, 1952; Bolinow О. F., Rilke, 2 Aufl., Stuttg., 1951; Holthusen H. E., R. М. Rilke in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1964; Mason E. G., R. М. Rilke. Sein Leben und sein Werk, Gött., 1964; R. М. Rilke zum vierzigsten Todestag, Fr./M., 1967; Ritzer W., R. M. Rilke-Bibliographie, W., 1951. Н. С. Литвинец. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|