Северо-Кавказская железная дорога

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЕА
СЕБ
СЕВ
СЕГ
СЕД
СЕЗ
СЕИ
СЕЙ
СЕК
СЕЛ
СЕМ
СЕН
СЕП
СЕР
СЕС
СЕТ
СЕУ
СЕФ
СЕХ
СЕЦ
СЕЧ
СЕШ
СЕЯ

Северо-Кавказская железная дорога. Схема. Северо-Кавказская железная дорога.

Северо-Кавказская железная дорога. Схема.

Северо-Кавказская железная дорога, объединяет участки дорог в пределах Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Северо-Осетинской АССР, Ростовской области и небольшие участки в пределах Калмыцкой АССР, Астраханской и Волгоградской областей. Северо-Кавказская железная дорога связывает Северный Кавказ и республики Закавказья со всей сетью железных дорог СССР. Эксплуатационная длина (1974) 5438 км, или 4% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление дороги — в Ростове-на-Дону. Граничит: с Приволжской ж. д. — станции Трусово (в районе Астрахани) и Котельниково: с Азербайджанской ж. д. — станция Самур; с Закавказской ж. д. — станция Весёлое; с Донецкой ж. д. — станции Марцево, Несветай и Зверево; с Юго-Восточной ж. д. — станции Зверево и Цимлянская.

  В 1875—76 была построена линия Ростов-на-ДонуВладикавказ (Орджоникидзе), связавшая Северный Кавказ с р. Дон, а затем с Донбассом и дорогами Центра. В 1893 после прокладки дороги через Грозный на ГудермесПетровск (Махачкала) — Дербент и далее на Баку (Баладжары) Северный Кавказ получил связь с дорогами Закавказья. От главной линии Северо-Кавказская железная дорога Ростов-на-Дону — Дербент были построены ответвления: на Краснодар (1887), Новороссийск (1888), Ставрополь (1897), Сальск (1889) и далее на Куберле — Котельниково, что обеспечило прямую связь с Царицыном (Волгоградом), а следовательно, и с Волгой; а также ветки на Кисловодск, Кизляр, Нальчик. За годы Советской власти построены линии: Черноморская дорога (от Туапсе на Сухуми — 219 км), которая сократила путь от Тбилиси в Центр на 659 км, а от Сухуми — почти на 1500 км в сравнении с кружным путём на Баку (Баладжары). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 линия Кизляр — Астрахань (1942) сыграла важную роль в исторической битве на Волге. Сооружается (1976) спрямляющая линия от Краснодара на Туапсе через отроги Кавказского хребта.

  В составе дороги 9 отделений: Ростовское, Кавказское, Минераловодское, Ставропольское, Грозненское, Махачкалинское, Краснодарское, Сальское и Туапсинское. Обслуживает с.-х. районы (Краснодарский, Ставропольский края и др.), районы нефтяной, газовой, каменноугольной (в восточном Донбассе), машиностроительной, цементной (заводы Новороссийска) промышленности, а также курорты союзного значения (Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.). Дорога взаимодействует с водным транспортом: по Чёрному морю (станции Новороссийск, Туапсе, Сочи); с Волгодонским речным пароходством (станции Ростов, Азов, Ейск, Усть-Донецкая, Волгодонская); с Азовским пароходством (станция Таганрог); с Каспийским пароходством (станция Махачкала 2-й порт), Керченская паромная переправа связывает Северо-Кавказская железная дорога (станция Кавказ) с Крымом.

  Наиболее крупные ж.-д. узлы: Ростов (Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар, Минеральные Воды, Гудермес. В 1974 общий грузооборот дороги составил 117,5 млрд. т км, или 3,8% общесетевого. Около 3/4 всего отправления грузов составляют нефтяные, каменный уголь, минерально-строительные материалы, хлебные грузы, кроме того, машины и оборудование, пищевые продукты. Средняя грузонапряженность свыше 21 млн. т км/км. Удельный вес транзитных перевозок невелик. Пассажирооборот дороги составил (1974) 14,3 млрд. пасс.-км. В отправлении преобладают пригородные пассажиры; в дальнем сообщении ежегодно перевозится большое число пассажиров в направлении Минеральные Воды — Сочи.

  До Октябрьской революции 1917 Северо-Кавказская железная дорога была слабо технически оснащена, линии почти все однопутные с паровозной тягой и малой пропускной способностью. В современных условиях на всех главных направлениях дороги имеются вторые пути, широко применяется автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. С 1936 началась электрификация Северо-Кавказская железная дорога К 1975 были переведены на электротягу все основные направления дороги: Марцево — Ростов — Армавир — ТуапсеСочиВесёлое и Лихая — Ростов — Прохладная — Дербент, а также ряд боковых линий (Минеральные ВодыКисловодск и др.). В 1974 удельный вес тепловозной тяги в грузообороте дороги составил 51,2%, электрической — 48,4%. Награждена орденом Ленина (1971).

  Е. Д. Хануков.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Горечавка (Gentiana), род многолетних, реже однолетних трав и полукустарников семейства горечавковых.
Детердинг Генри Детердинг (Deterding) Генри (19.4.1866, Амстердам, — 4.
Жалейка, брёлка, русский духовой язычковый музыкальный инструмент (распространён также у белорусов): деревянная трубка с 3—7 игровыми отверстиями, снабженная с одного конца раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого — одинарным подрезным язычком — пищиком.
Ильдегизиды, Эльдегизиды, феодальная династия в Азербайджане и Северном Иране с 1136 по 1225.
Карабиль, холмистая возвышенность в предгорьях Паропамиза, в междуречье Мургаба и Амударьи, на Ю.
Кожанка, посёлок городского типа в Фастовском районе Киевской области УССР.
Кредит коммунальный, кредит, предоставляемый на нужды коммунального хозяйства и жилищного строительства.
Леннеп Якоб ван Леннеп (Lennep) Якоб ван (24.3.1802, Амстердам, — 25.
Малый Енисей, Ка-Хем, Ха-Кем, река в Тувинской АССР (истоки в МНР), левая составляющая реки Енисей.
Минор (музык.) Минор (итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат.
Настроение, целостная форма жизнеощущения человека, общий «строй» («тон»), состояние его переживаний, «расположение духа».
«Окопная правда», большевистская фронтовая газета.
Пелликула (лат. pellicula, уменьшительное от pellis — шкура, кожа), наружный уплотнённый слой цитоплазмы на поверхности тела многих простейших (жгутиконосцев, инфузорий и др.