Серов Александр НиколаевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А. Н. Серов. Серов Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург, — 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835—1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840—1868 служил в различных ведомствах министерств юстиции и внутренних дел. Много занимался музыкой (играл на фортепиано, виолончели), самостоятельно овладевал композиторской техникой; изучал философию, художественную и музыкальную литературу. К 40-м гг. относятся первые композиторские опыты (неоконченная опера «Мельничиха из Марли» и др.). С 1851 Серов Александр Николаевич постоянно выступал в печати в качестве музыкального критика (впервые на страницах некрасовского «Современника»). С начала 50-х гг. был участником музыкальных вечеров у М. И. Глинки (знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с которым сыграло большую роль в формировании эстетических и творческих принципов Серов Александр Николаевич В 1856—57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творческого объединения «Могучая кучка». Позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок (с 1858) Серов Александр Николаевич познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов музыкальной драмы Вагнера. В 1867 совместно с женой В. Серов Александр Николаевич Серовой издавал журнал «Музыка и театр». Основная область творчества Серов Александр Николаевич — опера. Он боролся за реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера). Серов Александр Николаевич отличали знание законов музыкальной драматургии, умение сочетать музыку со сценическим действием. Однако его музыкальному стилю присущи некоторая пестрота и эклектичность. Серов Александр Николаевич принадлежат оперы: «Юдифь» (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский театр), «Рогнеда» (на сюжет из рус. истории, 1865, там же), «Вражья сила» (по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», завершена Серовой и Н. Ф. Соловьевым, поставлена посмертно, 1871, там же). Написал также симфонические, хоровые и др. произведения. Серов Александр Николаевич — один из крупнейших представителей русской классической музыкальной критики. Поборник реализма, он в своей литературно-музыкальной деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетического анализа и научно-исторической обоснованностью суждений. Серов Александр Николаевич во многом следовал принципам В. Г. Белинского, однако порой позиции Серов Александр Николаевич были непоследовательны и противоречивы. Среди его трудов — работы о Глинке (в т. ч. «Опыт технической критики над музыкою М. И. Глинки», 1859), в которых он обосновал его значение как создателя русской национальной музыкальной школы (но Серов Александр Николаевич не понял своеобразия драматургии оперы «Руслан и Людмила»), о А. Серов Александр Николаевич Даргомыжском, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере. Для Серов Александр Николаевич были характерны прямота суждений, литературный темперамент, блеск и острота изложения, полемичность.
Соч.: Критические статьи, т. 1—4, СПБ, 1892 — 95; Избр. статьи, т. 1—2, М. — Л., 1950—57.
Лит.: Серова В. Серов Александр Николаевич, Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. [Воспоминания], СПБ, 1914; Хубов Г., Жизнь А. Серова, М. — Л., 1950: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, в. 3—4, М., 1969—73.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|