Опыт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОПА
ОПЕ
ОПЁ
ОПИ
ОПЛ
ОПО
ОПП
ОПР
ОПС
ОПТ
ОПУ
ОПЫ
ОПЬ

Опыт, основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым Опыт трактовался как единственный источник знания. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали Опыт совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе Опыт лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций) исходил из того, что источником Опыт является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия “опыт” разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логическое мышление не может базироваться на Опыт, т.к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум будто бы обладает способностью постигать истину непосредственно, минуя чувственно-эмпирический уровень познания.

В домарксистской философии наиболее глубоко проблема Опыт была рассмотрена в немецкой классической философии. И. Кант подверг критике положение рационалистов об интеллектуальной интуиции, а также попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. данных. По мнению Канта, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря которым осуществляется синтез ощущений. Этим подчёркизалась активная роль познающего субъекта. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. Опыт выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Гегель считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете. Этот процесс и составляет Опыт

  В буржуазной философии 20 в. получили распространение субъективно-идеалистическая концепции, нередко выдвигающие понятие Опыт в гносеологическом отношении на первый план. При этом утверждается, что монистического воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (махизм). В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма (см. там же).

  Разновидностями субъективно-идеалистической трактовки Опыт являются прагматизм и инструментализм (Опыт как «инструментальный» план использования вещей), экзистенциализм (Опыт как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (Опыт как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективной реальности в качестве источника Опыт как псевдовопроса).

  В противоположность идеализму и в отличие от созерцательного метафизического материализма, диалектический материализм рассматривает Опыт как нечто производное от объективной реальности. Опыт мыслится и как процесс активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие Опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности эксперимента, наблюдения. На их основе формируется Опыт как результат познания, включая совокупность исторически сложившихсязнаний.

Накопление и передача Опыт из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. Опыт как практическая деятельность человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития. Марксизм-ленинизм является научным обобщением и обоснованием Опыт революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма, развития науки и культуры.

  В. Г. Панов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Размещения ,соединения, составленные из n элементов по m различных элементов и отличающиеся друг от друга или каким-либо элементом, или порядком элементов.
Роя, посёлок городского типа в Талсинском районе Латвийской ССР.
«Северная почта», название двух русских газет, выходивших в 19 в.
Слепая мышь, млекопитающее отряда грызунов; то же, что прометеева полёвка.
Станок в скульптуре, приспособление в работе скульптора; треножник или ящик (обычно деревянный) с вращающейся круглой или квадратной подставкой наверху, на которой размещена скульптура.
Талейран Шарль Морис Талейран, Талейран-Перигор (Talleyrand-Périgord) Шарль Морис (13.
Тонкорунное овцеводство, разведение овец с однородной тонкой шерстью.
Ультиматисты, левооппортунистическая группа, образовавшаяся в РСДРП в 1908 (Г.
Флористические области земного шара, участки суши, характеризующиеся специфическими чертами флоры и особенностями истории её развития и объединяемые во флористические царства (области).
Хобокен (город в Бельгии) Хобокен (Hoboken), город в Бельгии, на р. Шельда, пригород Антверпена.
Черский Иван Дементьевич (Ян Доминикович) [3(15).
Штырь (от нем. stier — неподвижный), гладкий цилиндрический стержень преимущественно с коническим концом, служащий для центрирования и направления соединяемых (обычно по плоскости) разъёмных частей конструкций.
Эустела, эвстель (от греч. eu — хорошо, полностью и стела), один из типов строения центрального цилиндра (стелы) стебля растений; см.
Азимутальная монтировка, монтировка телескопа, имеющая вертикальную и горизонтальную оси вращения, позволяющие поворачивать телескоп по азимуту и по высоте и направлять его в нужную точку небесной сферы.