Скорость движения поездов, один из важнейших показателей работы ж.-д. транспорта, выражающий количество километров, проходимых поездом в единицу времени (обычно час или сутки). Различают конструкционную, ходовую, техническую, участковую, маршрутную и итоговую Скорость движения поездов доставки грузов и пассажиров.
Конструкционная — максимально возможная Скорость движения поездов движения локомотива в наиболее благоприятных условиях. Ходовая — средняя Скорость движения поездов движения поезда в границах участка без учёта времени на его разгон и замедление. В СССР по условиям безопасности движения Скорость движения поездов движения гружёных поездов ограничена 90 км/ч, порожняковых составов — 100, пассажирских поездов — 120—140; на линии Ленинград — Москва — 160—200 км/ч. Техническая— средняя Скорость движения поездов движения поезда с учётом времени на разгон и замедление движения, связанного с остановками; она значительно меньше ходовой Скорость движения поездов Участковая (коммерческая) — средняя Скорость движения поездов движения поезда между смежными техническими (деповскими) станциями с учётом времени простоя поезда на промежуточных (линейных) станциях. В СССР средняя техническая Скорость движения поездов движения поездов 47—50 км/ч, средняя участковая грузовых поездов 34—35 км/ч. Маршрутная — средняя Скорость движения поездов движения поезда на всём пути следования от пункта его формирования до пункта расформирования. Различается по видам движения (грузовое, пассажирское), по направлениям (двухпутные, однопутные линии), на электрической, тепловозной или паровозной тяге и др. Итоговая — средняя Скорость движения поездов продвижения груза по железным дорогам от момента принятия груза к перевозке до момента доставки его в пункт назначения, включая простои в пути следования. Итоговая Скорость движения поездов доставки пассажиров обычно определяется расписанием движения соответствующих поездов.
Е. Д. Хануков.