Локомотив

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛОА
ЛОБ
ЛОВ
ЛОГ
ЛОД
ЛОЕ
ЛОЖ
ЛОЗ
ЛОЙ
ЛОК
ЛОЛ
ЛОМ
ЛОН
ЛОО
ЛОП
ЛОР
ЛОС
ЛОТ
ЛОУ
ЛОФ
ЛОХ
ЛОЦ
ЛОШ
ЛОЩ
ЛОЯ

Локомотив (франц. locomotive, от лат. loco moveo — сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Первоначально Локомотив назывались только паровозы, в дальнейшем это понятие распространилось на все виды железнодорожных тяговых средств.

  В зависимости от вида первичного источника энергии современные Локомотив делятся на тепловые и электрические. Тепловые Локомотив — паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы, газотурбовозы — автономны, имеют собственные силовые установки для выработки энергии. На паровозе — это паровая машина, на паротурбовозе — паровая турбина, на тепловозе и мотовозе — двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозегазовая турбина. К электрическим Локомотив относятся контактные и аккумуляторные электровозы. Контактные электровозы своих источников энергии не имеют и получают её через электрическую контактную сеть. Аккумуляторные электровозы имеют аккумуляторные батареи, которые периодически заряжаются от постоянных источников тока. Кроме основных типов Локомотив, существуют различные комбинированные Локомотив: дизель-электровозы, теплопаровозы, контактно-аккумуляторные электровозы и др., которые широкого распространения не получили. Функции Локомотив выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поездов, турбопоездов и электропоездов, а также автои мотодрезины. В отличие от Локомотив, моторные вагоны и дрезины имеют места для пассажиров и багажа.

  По роду выполняемой работы Локомотив разделяются на магистральные и промышленные. Магистральные Локомотив, эксплуатируемые на ж. д. общего пользования, в свою очередь, подразделяются на грузовые, пассажирские — для тяги поездов, и маневровые — для работы на станциях. Промышленные Локомотив используются для перевозок на внутризаводских путях, в рудниках, шахтах и т. п. (см. Промышленный транспорт). Выпускаются Локомотив для широкой и узкой рельсовой колеи.

  Все виды Локомотив характеризуются номинальной мощностью, силой тяги, скоростью и кпд; электровозы, кроме того, — родом тока и напряжением, тепловозы и газотурбовозы — типом передачи.

  Первые Локомотив — паровозы были построены в начале 19 в. в Великобритании (1803, 1814), позднее, в 1834, — в России. На протяжении почти всего 19 в. этот тип Локомотив был единственным тяговым средством ж. д. Увеличение веса поездов, возрастающие скорости движения вызывали необходимость в повышении мощности и тяговых усилий Локомотив, что вело к совершенствованию конструкции паровоза, росту его кпд. Последний тип магистрального грузового паровоза имеет мощность около 1800 квт (2400 л. с.), конструкционную скорость до 80 км/ч, а пассажирский паровоз развивал мощность до 1900 квт и скорость до 125 км/ч. Наиболее совершенные паровозы имели кпд до 9%, среднеэксплуатационный кпд — около 4%. В начале 20 в. паровозы стали вытесняться новыми, более экономичными Локомотив, обладающими большей единичной мощностью и более высоким кпд, — тепловозами и электровозами. Идея создания Локомотив с двигателем внутреннего сгорания возникла ещё в конце 19 в. в России. Однако первый в мире магистральный тепловоз мощностью 750 квт (1000 л. с.) с электрической передачей был построен только в 1924 (СССР). Позднее для регулирования тягового усилия и скорости на тепловозах была применена гидравлическая передача. Мощность отечественных двухсекционных грузовых тепловозов составляет в секции 2200 квт (3000 л. с.), конструкционная скорость — 100 км/ч, пассажирские тепловозы развивают скорость до 160 км/ч. Максимальный кпд современных тепловозов 29—32%, среднеэксплуатационный — 20—21%.

  В 1876 в России были проведены опыты по применению на железной дороге электрической тяги. В 1895 в США построен первый электровоз постоянного тока, который получал энергию через контактную сеть. В СССР электрическая тяга впервые была применена в 1926 на пригородной линии, отечественные электровозы начали эксплуатироваться в 1933. Они имели 6 тяговых двигателей мощностью 340 квт каждый и развивали скорость до 90 км/ч. Электровозы обладают высокой мощностью, не требуют заправки топливом, обеспечивают скорость движения до 110 км/ч. Для обслуживания пасс. поездов строят электровозы переменного и постоянного тока с конструкционной скоростью до 180 км/ч. Собственный кпд электровоза достигает 88—90%, а общий кпд электрической тяги (с учётом кпд тяговой сети, линий электропередачи, ТЭЦ или ГЭС) — 22—24%. Ещё большую мощность имеет газотурбовоз — до 6300 квт (8500 л. с.). Однако из-за сложности изготовления, низкого кпд (12—18 %) этот Локомотив выпускается единичными образцами в СССР и малыми сериями за рубежом.

  Основу локомотивного парка всех промышленно развитых стран составляют тепловозы и электровозы. Остальные типы Локомотив из-за малой мощности, низкого кпд, сложности конструкции широкого распространения не получили и используются главным образом тогда, когда необходимо обеспечить безопасность работ, вести работы на небольших площадках (например, в карьерах) и в т. п. случаях.

  Дальнейшее развитие локомотивостроения связано с увеличением единичной мощности Локомотив и скорости движения. С конца 60-х гг. за рубежом и в СССР проектируются электровозы переменного тока мощностью 8000 квт (10 700 л. с.), тепловозы мощностью в секции до 4500 квт (6000 л. с.), созданы турбопоезда с авиационной газовой турбиной, способные развивать скорость более 200 км/ч, испытываются Локомотив с реактивным и турбовинтовым двигателем. Достижение ещё более высоких скоростей движения связано с созданием Локомотив на магнитной или воздушной подушке с асинхронными линейными двигателями, что позволяет достигнуть скорости до 500 км/ч. Предложены проекты Локомотив с энергетическими установками, работающими на топливных элементах и с использованием ядерных реакторов. См. также Мотор-вагонный подвижной состав.

 

  Лит.: Раков В. А., Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 1956—1965, М., 1966.

Так же Вы можете узнать о...


«Советский художник», издательство Союза художников СССР.
Стручкова Раиса Степановна (р. 5.10.1925, Москва), советская артистка балета, народная артистка СССР (1959).
Тетис [по имени древнегреческой богини моря Фетиды (Thétis)], древний океанический бассейн, отделявший в мезозое Европейский и Сибирский континенты от Африканского и Индостанского и соединявший Атлантический океан с Тихим.
Угаритский язык, язык населения древнего Угарита.
Флиндерс (горн. хребет) Флиндерс (Flinders), горный хребет в Южной Австралии, к С.
Храмули (Varicorhinus), род пресноводных рыб семейства карповых.
Шабути (Geochelone denticulata), пресмыкающееся семейства наземных черепах.
Электронносветовой индикатор, визуальный индикатор точной настройки лампового радиоприёмника на волну принимаемой радиостанции, установки уровня записи в ламповом магнитофоне, установки «нуля» в измерительной радиоаппаратуре; представляет собой комбинированную электронную лампу, в баллоне которой совмещены индикаторное устройство и усилительная лампа (обычно триод).
Австралийцы ,
Анисимов Николай Андреевич (12.5.1892 — 25.1.
Бакуба, народ, живущий по среднему течению реки Касаи в Демократической Республике Конго.
Блефарит (от греч. blepharon — веко), воспаление краев век.
Валериановые (Valerianaceae), семейство двудольных растений.
Воздухоохладитель, аппарат для охлаждения воздуха, подаваемого в помещения, или отвода тепла от машин, печей и тепловыделяющих устройств.