Такташ ХадиБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Такташ Хади (псевдоним; настоящие имя и фамилия Хади Хайруллович Такташев) [19.12.1900 (1.1.1901), с. Сыркыды, ныне Торбеевского района Мордовской АССР, — 8.12.1931, Казань], татарский советский поэт. С 1918 учительствовал, был на журналистской работе. Печатался с 1918. Трагедия в стихах «Сыновья земли» (1921) направлена против устоев феодального и буржуазного общества. От абстрактно-романтических образов поэт приходит в 1923—24 к гражданской реалистической поэзии. Новаторская по форме поэма «Века и минуты» (1924) отразила скорбь народа о смерти Ленина. Темы революции, формирования нового человека — в центре поэм «Деревня Сыркыды», «После бури» (обе 1924), драмы «Зарытое оружие» (1927), неоконченного романа «Ветер зари» (1928—29). Поэмы «Исповедь любви» (1927), «Алсу» (1929), драма «Утерянная красота» (1928) ставят проблемы воспитания молодёжи. В лиро-эпической поэме «Письма в грядущее» (1930—-1931) Такташ Хади воссоздал поэтические образы строителей коммунистического будущего. Социальная драма «Камиль» (1930) рисует классовую борьбу в годы коллективизации. Такташ Хади раскрыл новые возможности татарской силлабической поэзии, обогатив её интонационным стихом, разнообразием ритмики, рифм. Произведения Такташ Хади переведены на многие языки народов СССР.
Соч.: Эсэрлэр, Казан, 1942: Пьесалар. Хикэялэр. Мэкалэлэр, Казан, 1953; Сайланма эсэрлэр, Казан, 1963; в рус. пер. — Стихи, М., 1948; Стихотворения и поэмы. [Предисл. Х. Хайри], М., 1955.
Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Госман Х., Такташ поэзиясе, Казан, 1953; Халит Г., Шагыйрь. Чор. Герой, Казан, 1971. Хасан Хайри. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|