Фултон РобертБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Р. Фултон. Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, — 24.2.1815, Нью-Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786 переехал в Великобританию, где учился живописи у Б. Уэста. Заинтересовавшись инженерным делом, Фултон Роберт участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов. Разработал конструкции машин для распиловки мрамора, прядения льна, скручивания верёвок и др. С 90-х гг. занимался проблемой применения пара для движения судов. С 1797 жил в Париже, где в 1800 построил и успешно испытал плавучую мину и подводную лодку «Наутилус», которая имела основные черты современной подводной лодки. В 1803 Фултон Роберт на р. Сене демонстрировал первое паровое судно, которое двигалось со скоростью около 7,5 км/ч. Изобретения не получили поддержки французского правительства, в 1804 Фултон Роберт вернулся в Великобританию, а в 1806 переехал в США, где построил колёсный пароход «Клермонт», на котором была установлена паровая машина мощностью 20 л. с. (14,7 квт). В августе 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по р. Гудзон от Нью-Йорка до Олбани, затем на этом участке открылось постоянное движение парохода. В дальнейшем Фултон Роберт построил несколько колёсных пароходов, в том числе первое в мире военное паровое судно «Демологос» (или «Фултон Роберт первый»), применявшееся в войне против англичан. Последние годы жизни Фултон Роберт работал над проектом канала между Великими озёрами и Нью-Йоркской гаванью.
Лит.: Уилсон М., Американские учёные и изобретатели, пер. с англ., М., 1964. В. В. Новиков.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|