Церковно-приходские школы

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЦА ЦВ ЦД ЦЕ ЦЁ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦС ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦЕА
ЦЕБ
ЦЕВ
ЦЕГ
ЦЕД
ЦЕЗ
ЦЕЙ
ЦЕК
ЦЕЛ
ЦЕМ
ЦЕН
ЦЕО
ЦЕП
ЦЕР
ЦЕС
ЦЕТ
ЦЕФ
ЦЕХ
ЦЕЦ
ЦЕШ

Церковно-приходские школы, начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в некоторых городах и селениях стали создаваться приходские училища. Сеть школ, находившихся в ведении Синода, в 1-й половине 19 в. продолжала развиваться. В середине 60-х гг. насчитывалось 21420 Церковно-приходские школы с 412 тыс. учащихся.

  После земской реформы 1864 царское правительство, обеспокоенное ростом земских школ, с началом «контрреформ» 80—90-х гг. стало оказывать Церковно-приходские школы особое покровительство. В 1884 появились «Правила о церковноприходских школах», согласно которым создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) Церковно-приходские школы В начале 20 в. они стали соответственно 3-и 5-годичными. В одноклассных Церковно-приходские школы преподавались закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, в двухклассных, кроме того, давались сведения из истории. Материал для чтения был религиозно-монархического содержания. Управлял Церковно-приходские школы училищный совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие главным образом церковно-учительские школы и епархиальные училища.

С 1885 по 1902 ассигнования на Церковно-приходские школы возросли с 55 тыс. до 10,3 млн. руб. (на все др. начальные школы в 1902 отпущено 5 млн.), число их увеличилось с 5517 в 1885 до 42 696 в 1905 (46,5% всех начальных школ) и затем стало уменьшаться. В 1915 числилось 40 530 Церковно-приходские школы (32,8%). После Октябрьской социалистической революции Церковно-приходские школы были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы.

 

  Лит.: Чехов Н. В., Народное образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]; Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 84—153, 165—93.

  В. Г. Фуров.

Так же Вы можете узнать о...


Бискайский залив (франц. Golfe de Gascogne, исп.
Вельфы (Welfen), немецкий княжеский род. Особенно усилился в 11—12 вв.
Гальперин Александр Львович [5(17). 6.1896, Баку, — 12.
Грехова Евдокия Исаевна [р. 10(23). 2.1907, деревня Порфировка, ныне Куйбышевского района Татарской АССР], новатор сельского хозяйства, бригадир-животновод племхоза «Караваево» Костромского района Костромской обл.
Долины, отрицательные, линейно вытянутые формы рельефа, имеющие по тальвегу однообразное, хотя часто неравномерное падение; образуются в результате эрозионной (размывающей) деятельности текучей воды.
Зубр (Bison bonasus), европейский дикий лесной бык рода зубров семейства полорогих.
Капилляроскопия (от капилляры и греч. skopeo — смотрю), метод прижизненного изучения осмотром (под увеличением) капилляров эпителиальных или эндотелиальных покровов животных и человека (кожа, слизистые оболочки и др.
Кольцевание птиц, один из метолов мечения животных; широко используется для изучения биологии диких птиц.
Купер Арчибалд Скотт Купер (Couper) Арчибалд Скотт (31.3.1831, Керкинтиллох, — 11.
Льномолотилка, машина для обмолота снопов льна на поле.
Миздахкан, средневековый город в Хорезме (ныне — городище в 3—4 км к Ю.
Неброди (Nebrodi), Корония, горный хребет на северо-востоке о.
Орловка (пос. гор. типа в Киргизской ССР) Орловка, посёлок городского типа в Кеминском районе Киргизской ССР.
Пищаль (оруж.) Пищаль, название тяжёлого ружья и артиллерийского орудия, находившихся на вооружении русских войск в 15—17 вв.
Прямая линия, одно из основных понятий геометрии.
Русские, нация в СССР. Общая численность в стране свыше 129 млн.
Система «человек и машина», состоит из человека-оператора (или группы операторов) и машины, посредством которой он (они) осуществляет (ют) трудовую деятельность, связанную с производством материальных ценностей, управлением, обработкой информации и т.