Начальная школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Начальная школа, общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение для детей, дающее начальное образование (элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе и обществе); в современных системах народного образования большинства стран Начальная школа (начальные классы) является первой ступенью обязательного всеобщего обучения. Возраст детей, поступающих в Начальная школа, и сроки обучения в ней в разных странах неодинаковы. В Великобритании, например, обучение детей начинается с 5 лет в так называемых школах для малышей, из которых после двухлетнего обучения дети переходят в Начальная школа — классы (4 года). Во Франции обучение начинается с 6-летнего возраста и осуществляется в Начальная школа по единой программе в течение 5 лет. В элементарные школы США принимаются дети с 6 лет, они проходят 6или 8-летний (в школах небольших населённых пунктов) курс обучения. В большинстве стран Латинской Америки курс Начальная школа, как правило, 6-летний, в отдельных странах (Колумбии, Перу, Доминиканской Республике, Бразилии) — 5-летний, в Начальная школа (классы) принимаются дети с 6 лет. В Италии обязательными для детей 6-летнего возраста являются 3-летние школы (первый цикл Начальная школа), полный курс обучения осуществляется в течение 4—5 лет. В Начальная школа (классах) социалистических стран обучение детей начинается с 6 (например, Венгрия, Чехословакия, ГДР) или с 7 лет (СССР, Польша, Румыния, Болгария). Курс начального обучения в большинстве социалистических стран — 3—4 года.

  Первые Начальная школа на территории, ныне входящей в состав СССР, возникли в 4 в. в Грузии и Армении, в России — в 9—11 вв. Школы для обучения детей грамоте, чтению церковных книг и песнопению создавались при церквах и монастырях; большую роль в распространении грамотности (особенно в 14—16 вв.) играли мастера грамоты, которые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому.

  В 1701 в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. Начальные классы школы представляли собой две последовательные ступени: «русская школа» (чтение и письмо) и «цифирная школа» (счёт и начала арифметики и геометрии). С 1714 стали учреждаться цифирные школы для детей всех сословий, кроме крестьян. В этих школах дети получали начальные математические знания, обучались чтению, письму. К середине 18 в. цифирные школы пришли в упадок, некоторые из них были объединены с гарнизонными школами, где обучались дети солдат. Представители прогрессивной части общества (И. Т. Посошков, В. Н. Татищев и др.) выступали за необходимость начального образования для детей крестьян. В 1782 была организована «Комиссия об учреждении училищ», разработавшая под руководством Ф. И. Янковича де Мириево «Устав народных училищ» (1786). Согласно уставу, в губернских городах открывались главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных — малые народные училища (2 года). Вводилась классно-урочная система обучения, впервые примененная в братских школах Западной Украины и Белоруссии в 16 в. Появились новые учебники, наглядные пособия. Устав, принятый в 1804, предусматривал создание единой бессословной системы общеобразовательных школ. В основе системы были приходские училища, учреждаемые в городах и значительно реже в сёлах, а также уездные училища. Устав 1828 сохранил эти типы учебных заведений, но они уже не представляли единой системы, приобрели сословный характер (приходские училища предназначались для низших сословий, уездные — для средних). Устав направлял всю деятельность школы на укрепление основ «православия, самодержавия и народности». Прогрессивная общественность выражала недовольство системой образования народа и требовала её реформы. Правительство в начале 60-х гг. 19 в. вынуждено было приступить к разработке проекта реформы школы (как составной части буржуазных реформ 60—70-х гг.). В 1864 было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Перед Начальная школа, как и прежде, ставилась задача утверждать в народе религиозные понятия и распространять первоначальные знания. Вводился единый учебный план, который включал закон божий, чтение церковных и гражданских книг, счёт (4 арифметических действия), церковное пение. Обучение в школах допускалось только на русском языке Начальная школа объявлялась бессословной, разрешалось открывать школы самоуправлениям, обществам и частным лицам, назначать учителями не только мужчин, но и женщин. Все Начальная школа по новому Положению переходили в ведение министерства народного просвещения, за исключением церковноприходских школ, которые оставались в ведении Святейшего синода. Для руководства Начальная школа на местах учреждались уездные и губернские училищные советы. Начальная школа составляла особую систему образования народных масс, не связанную со средней школой.

  Большой вклад в дело развития начального обучения внесло общественно-педагогическое движение 60-х гг. Значительно выросло число приходских училищ и так называемых воскресных школ. К этому времени относится выход в свет книг К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», сыгравших огромную роль в становлении рус. Начальная школа Развитие Начальная школа в 60—70-х гг. тесно связано с деятельностью земств. За 1865—74 в 34 губерниях, где были учреждены земства, сеть Начальная школа значительно увеличилась. Земские школы считались лучшими по постановке учебно-воспитательной работы. В них не только обучали чтению, письму и счёту, но и давали сведения по естествознанию, географии и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями и учебниками, книгами для чтения, написанными К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. прогрессивными педагогами, проявляли заботу о повышении квалификации учителей. Однако эта деятельность земств вызвала недовольство в правительственных кругах. В 1874 было утверждено новое «Положение о начальных народных училищах», которое действовало до 1917. Земствам не разрешалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школ, их деятельность в области народного образования ограничивалась решением хозяйственных вопросов. С 80-х гг. правительство и церковь стали усиленно насаждать церковно-приходские школы как наиболее благонадёжные.

  После победы Октябрьской революции 1917 управление школами было передано Народному комиссариату просвещения, а на местах — отделам народного образования Советов рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 был издан декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все расходы на содержание школ государство взяло на себя.

  В начале 30-х гг. введено всеобщее обязательное начальное обучение. Первоначально Начальная школа имела 5-летний срок обучения, установленный «Положением о единой трудовой школе» (1918). В связи с созданием в системе народного образования 7-летней школы (1923) срок обучения в Начальная школа сократился до 4 лет; с конца 60-х гг. (после большой экспериментальной проверки) — до 3 лет.

  Начальная школа в СССР и соответствующие классы 8-летних и средних школ — органическую часть единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. Преемственность всех ступеней школы обеспечивается полной согласованностью учебных планов и программ и единством принципов организации учебно-воспитательной работы на основе общих задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. Начальная школа создаются в основном в небольших населённых пунктах, где нет 8-летних или средних школ. Радиус обслуживаемого Начальная школа района не превышает 3 км. В 1-й класс принимаются дети, которым к началу учебного года исполнилось 7 лет. Проводится эксперимент по организации обучения с 6-летнего возраста. В ряде союзных и автономных республик создаются приготовительные классы для детей 6 лет (особенно не владеющих русской речью), чтобы подготовить их к обучению в Начальная школа с параллельным изучением родного и русского языков. В Начальная школа и начальных классах 8-летних и средних школ преподавание всех предметов ведёт один учитель. Обязательные занятия в неделю — 24 учебных часа, в национальных школах (с обучением на родном языке и добровольным изучением русского или др. национального языка) допускается увеличение учебной нагрузки на 2—3 часа. Домашние задания рассчитаны на выполнение их в пределах: в 1-м классе — до 1 часа, во 2-м — до 1,5 часа, в 3-м — до 2 часов. Учебным планом предусмотрены изучение русского (родного — в национальных школах) языка, математики, природоведения, занятия по труду, изобразительному искусству, музыке, физической культуре. Программа по русскому (родному) языку включает первоначальные сведения по грамматике и правописанию, формирование связной устной и письменной речи, навыков сознательного, выразительного чтения с постепенным увеличением беглости его (до 80—90 слов в минуту к концу 3-го года обучения). Классное чтение дополняется внеклассным (проводятся специальные уроки). На уроках чтения, грамматики большое внимание уделяется логическим упражнениям, развитию самостоятельных суждений у учащегося. Программа по математике включает нумерацию и арифметические действия с первого десятка до многозначных чисел в пределах класса миллионов, понятие о дроби, метрическую систему мер длины и веса, время и его измерение. Геометрический материал (геометрические фигуры на плоскости) изучается в тесной связи с арифметическими действиями. Особое внимание уделяется развитию математического мышления. Программа по природоведению предусматривает знакомство с явлениями природы, с.-х. трудом, элементарные сведения по анатомии и физиологии человека, охране его здоровья, по охране природы. Изучение теоретического материала сочетается с опытами, практическими работами, экскурсиями. На уроках труда проводится работа с разными материалами, изготовляются предметы быта, игрушки и др., постепенно усложняются задания по техническому моделированию. Занятия изобразительным искусством включают рисование с натуры, по представлению, на заданные темы, декоративное рисование, ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства и др. Уроки пения и слушания музыки (с использованием звукозаписи) способствуют формированию у детей вокально-хоровых навыков, художественного вкуса, развитию музыкальных способностей. Занятия физической культурой (гимнастические упражнения, игры, лыжная подготовка и др.) являются важным средством укрепления здоровья детей. Обучение и воспитание в Начальная школа организуются с учётом психических особенностей детей, их интересов и запросов.

 

  Лит.: Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной, М., 1960; Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, М., 1962; Занков Л. В., О начальном обучении, М., 1963; Основные вопросы начального обучения. Сб. Под ред. А. С. Пчелко, М., 1963; Программы восьмилетней школы. Начальные классы (I—III), М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — пер. пол. XIX в., М., 1973.

  П. В. Зимин.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Тютчев Николай Сергеевич [10(22).8.1856, Москва, — 31.
Усай Бернардо Альберте Усай, Хуссей (Houssay) Бернардо Альберте (10.
Ферромолибден ,ферросплав, содержащий ~ 60% Mo (остальное Fe и примеси); получают внепечным силикотермическим процессом (см.
Фосфорорганические пестициды, органические производные фосфорных кислот из группы пестицидов; применяются для борьбы с вредителями и болезнями растений, эктопаразитами домашних животных (паразитируют на теле), синантропными насекомыми и клещами (см.
Характеристические числа (математические), то же, что собственные значения.
Хотта Ёсиэ (р. 17.7.1918, Такаока, префектура Тояма), японский писатель.
Цинкенит [от имени немецкого минералога К. Цинкена (К.
Чжили, название китайской провинции Хэбэй с середины 17 в.
Шелльская культура, древнеашельская культура, аббевильская культура, археологическая культура древнего (раннего) палеолита в Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии; древность — 700—300 тыс.
Щавель (Rumex), род многолетних или однолетних растений семейства гречишных.