Челлини БенвенутоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Челлини (Cellini) Бенвенуто (3.11.1500, Флоренция, — 13.2.1571, там же), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело. Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме (1532—40), Париже и Фонтенбло при дворе Франциска I (1540—45). Один из известнейших мастеров маньеризма, Челлини Бенвенуто в своих виртуозных скульптурных и ювелирных произведениях изображал изящные, преувеличенно вытянутые фигуры, часто в сложных поворотах (солонка короля Франциска I, см. илл.; «Нарцисс», см. илл.; «Распятие», мрамор, 1562, церковь Эскориала, Испания), смело решал проблемы абсолютно круглой скульптуры [особенно в статуе «Персей» (бронза, 1545—54, Лоджия деи Ланци, Флоренция), отмеченной, однако, как и многие другие работы Челлини Бенвенуто, излишней измельчённостью и дробностью форм]. Челлини Бенвенуто." alt="Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция." Б. Челлини . Декоративно-прикладное искусство 15—16 вв. Б. Челлини. Солонка короля Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1539—43. Художественно-исторический музей. Вена. Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция. Б. Челлини. «Персей», Бронза. 1545—54. Лоджия деи Ланци. Флоренция. Всемирную славу Челлини Бенвенуто как писателю принесли его мемуары «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Книга, продиктованная им между 1558 и 1565 (1 изд. 1728, рус. пер. 1848), осталась незаконченной. Это — напоминающая авантюрный роман автобиография художника. Она отличается непосредственностью рассказа, игнорирующего нормы литературного стиля, правила грамматики; в ней присутствует язык улицы, ярко воссоздан характер человека Позднего итальянского Возрождения. Выступал и как теоретик искусства, создав «Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре» (1568).
Соч.: Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959; в рус. пер.—Жизнь..., пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. — Л., [1931]; то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.
Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929; Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве, [М., 1970]; Camesasca Е., Tutta l'opera del Cellini, Mil., 1955; Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|