Маньеризм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием Маньеризм становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве Маньеризм возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего Маньеризм проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию Маньеризм внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов Маньеризм превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры Маньеризм (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре Маньеризм (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров Маньеризм за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению Маньеризм в общеевропейское явление. Принципы Маньеризм определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец Маньеризм и утверждение барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

 

  Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., Маньеризм, 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [Маньеризм, 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972.

Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент. Маньеризм.

Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.

Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена. Маньеризм.

Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.

Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент. Маньеризм.

Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент.

Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж. Маньеризм.

Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь. Маньеризм.

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция. Маньеризм.

Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.

П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572). Маньеризм.

П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).

Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал. Маньеризм.

Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

  Маньеризм Н. Соколов.

Так же Вы можете узнать о...


Космическая газодинамика, раздел астрофизики, в котором движение газовых масс в космических условиях изучается с помощью методов газовой динамики.
Лампа-вспышка, фотовспышка, портативный импульсный источник света для кратковременного и интенсивного освещения объектов во время съёмки.
Люблянский университет, один из старейших и крупнейших вузов Югославии.
Мен де Биран Мари Франсуа Пьер Гонтье Мен де Биран (Maine de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье (Gonthier) де Биран (29.
Музеи (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
Новороссийск, город краевого подчинения в Краснодарском крае РСФСР.
Отит (от греч. us, родительный падеж ōtos — ухо), воспаление уха.
Пиночет Угарте Аугусто Пиночет Угарте (Pinochet Ugarte) Аугусто (родился 25.
Преференциальные пошлины, см. Преференции.
Регул (звезда) Регул (a Льва), звезда 1,4 визуальной звёздной величины, наиболее яркая в созвездии Льва, светимость в 169 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 26 пс.
Сандакан (Sandakan), город в Малайзии, на северо-востоке острова Калимантан, в штате Сабах.
Скирос (Skyros), остров в Эгейском море, крупнейший в архипелаге Северные Спорады.
Степанов Александр Васильевич [13(26).8.1908, Петербург, — 16.