Микеланджело Буонарроти

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, — 18.2.1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В произведениях Микеланджело Буонарроти, во многом определивших развитие европейского искусства как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Родился в семье подеста. Микеланджело Буонарроти учился у живописца Гирландайо (1488—89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях [рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров», оба мрамор (как и все последующие скульптурные произведения Микеланджело Буонарроти), около 1490—92, Каса Буонарроти, Флоренция] вырисовываются главные черты творчества Микеланджело Буонарроти — монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме Микеланджело Буонарроти создаёт статую «Вакх» (1496—97, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, и группу «Оплакивание Христа» (1498—1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. В 1501 Микеланджело Буонарроти возвращается во Флоренцию и работает над произведениями, символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501—04, Галерея АХ, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ Микеланджело Буонарроти современники называли terribilitá), о героическом порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для росписи Палаццо Веккьо («Битва при Кашине», 1504—1506, композиция Микеланджело Буонарроти известна по копиям, см. этюд). Микеланджело Буонарроти стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает Микеланджело Буонарроти в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного Микеланджело Буонарроти величественного скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия Микеланджело Буонарроти создал ряд статуй, в том числе «Моисея» (1515—16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центральным элементом последнего, осуществленного варианта. Моисей Микеланджело Буонарроти — титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь Микеланджело Буонарроти впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т. н. «Восставший раб» и «Умирающий раб», обе — 1513—16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, которые остались незавершёнными (около 1532—1534, Галерея АХ, Флоренция) и по которым хорошо виден процесс работы Микеланджело Буонарроти над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произведение, углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод работы практически исключает участие помощников. Монументальные живописные циклы Микеланджело Буонарроти также выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произведению Микеланджело Буонарроти — росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана (1508—12, см. илл.). В сложной идейной программе плафона выделяются следующие темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с «Отделения света от тьмы» и кончая «Опьянением Ноя», пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах — предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение Микеланджело Буонарроти приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520—34, см. илл.). Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток, — символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело Буонарроти перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494—1559) и кризиса ренессансных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает Микеланджело Буонарроти главой фортификационных работ. После падения города Микеланджело Буонарроти работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни Микеланджело Буонарроти ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. В Риме Микеланджело Буонарроти пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536—41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос — беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане («Распятие Петра» и «Обращение Павла», 1542—1550), отчасти предвосхищающих росписи барокко. До последних дней жизни Микеланджело Буонарроти занимался ваянием, однако «Оплакивание Христа», исполненное им для собственного надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником Микеланджело Буонарроти — Т. Кальканьи; до 1550—55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция; см. илл.), а т. н. «Пьета Ронданини» (1555—64, Музей старинного искусства, Милан) осталась в стадии первоначальной обработки. В этих произведениях с особой силой отразились спиритуалистические настроения старого Микеланджело Буонарроти Но в поздний период Микеланджело Буонарроти занимают прежде всего не изобразительные виды искусства, а грандиозные строительные задачи. В архитектуре Микеланджело Буонарроти господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, «большой ордер». Постройки Микеланджело Буонарроти подготавливают почву для барокко, однако их величественная тектоничность остаётся чисто ренессансной чертой. Ещё в 1523—34 Микеланджело Буонарроти воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органической динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). С 1546 и до конца жизни главным трудом Микеланджело Буонарроти было возведение собора св. Петра (см. илл.) и строительство ансамбля Капитолия в Риме (см. план) — духовного и светского центров «вечного города» (обе работы завершены по планам Микеланджело Буонарроти после его смерти). По замыслу Микеланджело Буонарроти площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центре возвышается античный конный монумент Марка Аврелия. На Капитолии Микеланджело Буонарроти впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры. Строя собор св. Петра, Микеланджело Буонарроти сохранил принцип центричности, характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни Микеланджело Буонарроти была воздвигнута восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол был возведён после смерти Микеланджело Буонарроти Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. В старости Микеланджело Буонарроти всё чаще обращался к поэзии. Лирика Микеланджело Буонарроти отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней Микеланджело Буонарроти рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело Буонарроти — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками (Б. Варки, Ф. Берни и др.). Первое издание «Стихотворений» Микеланджело Буонарроти было осуществлено в 1623. Творчество Микеланджело Буонарроти явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам Микеланджело Буонарроти сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту.

 

  Соч.: Rime. A cura di Е. N. Girardi, Bari, 1960; Il carteggio... a cura di G. Poggi, P. Barocchi, R. Ristori, v. 1—2, Firenze, 1965—67 (изд. продолж.).

 

  Лит.: Steinmann E. und Wittkower R., Michelangelo-Bibliographie. 1510—1926, В., 1927; Архитектурное творчество Микельанджело. [Сб.], Микеланджело Буонарроти, 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело. Собр. соч., т. 10, Микеланджело Буонарроти, 1961; Алпатов Микеланджело Буонарроти, Поэзия Микеланджело, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, Микеланджело Буонарроти, 1963; Либман Микеланджело Буонарроти Я., Микеланджело Буонарроти, [Микеланджело Буонарроти, 1964]; Микеланджело. [Сб., сост. В. Н. Гращенков, Микеланджело Буонарроти, 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, Микеланджело Буонарроти, 1964; Лазарев В. Н., Микеланджело, в его кн.: Старые итальянские мастера, Микеланджело Буонарроти, 1972, с. 447—606; Tolnay С. de, Michelangelo, v. 1—5, Princeton, 1943—60; Ackermann J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1—2, L., 1961; Binni W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger Микеланджело Буонарроти, Michelangelo the sculptor, v. 1—2, L. — N. Y., 1967.

  Микеланджело Буонарроти Я. Либман, Р. И. Хлодовский (литература).

Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Начата в 1520. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Начата в 1520.

Микеланджело. «Христос и богоматерь». Фрагмент фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана (1536—41). Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. «Христос и богоматерь». Фрагмент фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана (1536—41).

Микеланджело Буонарроти. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. Фасад Палаццо Фарнезе в Риме. После 1546. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. Фасад Палаццо Фарнезе в Риме. После 1546.

Микеланджело. «Сотворение Адама» (фрагмент). Фреска в Сикстинской капелле в Ватикане. 1508—12. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. «Сотворение Адама» (фрагмент). Фреска в Сикстинской капелле в Ватикане. 1508—12.

Микеланджело. «Пророк Иеремия». Фреска плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—12). Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. «Пророк Иеремия». Фреска плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—12).

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План.

Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена.

Микеланджело. «Оплакивание Христа». Мрамор. До 1550—55. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело. «Оплакивание Христа». Мрамор. До 1550—55. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

«Пьета Ронданини». Мрамор. 1555—64. Музей старинного искусства. Милан. Фрагмент. Микеланджело Буонарроти.

«Пьета Ронданини». Мрамор. 1555—64. Музей старинного искусства. Милан. Фрагмент.

«Мадонна у лестницы». Мрамор. Около 1490—92. Каса Буонарроти. Флоренция. Микеланджело Буонарроти.

«Мадонна у лестницы». Мрамор. Около 1490—92. Каса Буонарроти. Флоренция.

Так же Вы можете узнать о...


Струма, Стримон (греч. Strymon), река в Болгарии и Греции.
Тахумулько (Tajurnuico), действующий вулкан в Гватемале.
Топете-и-Карбальо Хуан Баутиста Топете-и-Карбальо (Topete у Carballo) Хуан Баутиста (24.
Углеводороды, класс органических соединений, молекулы которых состоят только из атомов углерода и водорода.
Фелипе Камино Галисия Фелипе, (Felipe Camino Galicia) Леон (11.
Фронтогенез (от фронт и ...генез), образование фронта атмосферного, т.
Христианство (от греч. Christos, буквально — помазанник), одна из т.
Чернов Дмитрий Константинович [20.10(1.11).1839, Петербург, — 2.
Шкирятов Матвей Фёдорович [3(15).8.1883, дер.
Электротехника Электротехника (от электро.
Ямагата (город в Японии) Ямагата, город в Японии, в северной части о.
Акрилонитрил, CH2= CH — C N, органическое соединение, бесцветная жидкость с характерным запахом, tkип 77,3° С, плотность 806 кг/м3, растворима в воде, смешивается с большинством органических растворителей, легко полимеризуется в полиакрилонитрил.
Ансамбли песни и пляски (или танца, иногда — Ансамбли народной песни и пляски), вид художественных концертно-эстрадных коллективов.
Ауторадиография, то же, что авторадиография .