Церковь

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЦА ЦВ ЦД ЦЕ ЦЁ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦС ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦЕА
ЦЕБ
ЦЕВ
ЦЕГ
ЦЕД
ЦЕЗ
ЦЕЙ
ЦЕК
ЦЕЛ
ЦЕМ
ЦЕН
ЦЕО
ЦЕП
ЦЕР
ЦЕС
ЦЕТ
ЦЕФ
ЦЕХ
ЦЕЦ
ЦЕШ

Церковь [от греч. kyriake (oikía)— божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Церковь: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ); иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Церковь, на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Церковь связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Церковь осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Церковь отделена от государства.

  Церковь окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, — как отмечал Ф. Энгельс, — «... в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Церковь принадлежали все члены общества (отлучение от Церковь являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как «еретики»). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Церковь в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Церковь противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Церковь, формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.

  При капитализме положение Церковь (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Церковь утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает «религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Церковь, с господствующим классом. Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — всё это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Церковь многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Церковь и сектами. Церковь фактически перестаёт включать всё население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.

  Крупнейшие христианские Церковь: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), армянская апостольская церковь, протестантские церкви [англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)]. В протестантизме многие секты преобразовываются в Церковь (методисты, баптисты, меннониты).

В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Церковь).

  Д. М. Угринович.

 

2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Церковь, состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Церковь — комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). Главная христианская Церковь города или монастыря называется собором. Лютеранские Церковь обычно называются кирками или кирхами, польские католические Церковь — костёлами.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Эоценовый отдел (эпоха), эоцен (от греч. eos — утренняя заря и kainos — новый), средний отдел палеогеновой системы (периода).
Амазонки, в древнегреческой мифологии женщины-воительницы в Малой Азии и на побережье Меотиды (Азовского моря).
Баротравма (от греч. baros — тяжесть и травма), повреждение органа слуха (реже других, содержащих воздух или газы органов — лёгких, кишечника), возникающее в результате резкого изменения атмосферного давления.
Бургас, город и крупный порт в Болгарии, в глубине ского залива Чёрного моря.
Воспроизводство, процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении.
Гомеровский вопрос, совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; шире — совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса.
Дина (от греч. dynamis — сила), единица силы в СГС системе единиц, равная силе, которая массе в 1 г сообщает ускорение 1 см/сек2.
Зигмонди Рихард Зигмонди, Жигмонди (Zsigmondy) Рихард (1.4.1865, Вена, — 23.
Канробер Франсуа Канробер (Canrobert) Франсуа (27.6.1809, Сен-Сере, — 28.
Коммунар (пос. гор. типа в Красноярском крае) Коммунар, посёлок городского типа в Ширинском районе Хакасской автономной области Красноярского края РСФСР.
Кюри точка, температура Кюри, температура фазового перехода II рода, связанного со скачкообразным изменением свойств симметрии вещества (например, магнитной — в ферромагнетиках, электрической — в сегнетоэлектриках, кристаллохимической — в упорядоченных сплавах).
Маки домовый (Tarsius spectrum), полуобезьяна семейства долгопятов.
Молибденирование, нанесение молибденового покрытия на поверхность изделий из стали, титана, ниобия и других металлических материалов с целью повышения их твёрдости, поверхностной прочности, коррозионной стойкости в азотной кислоте, а с дополнительным силицированием — для повышения жаростойкости при высоких температурах.
Новоузенск, город, центр ого района Саратовской области РСФСР.
Парники, культивационные сооружения для выращивания рассады овощных и цветочных растений, а также овощей и семян.
Последовательное соединение в электротехнике, 1) соединение двухполюсников, при котором через них проходит один и тот же ток, т.
Репер (в артиллерии)

Репер в артиллерии, вспомогательная точка, по которой ведётся пристрелка артиллерийских орудий с целью последующего переноса огня для поражения цели.
Сенситометрия (от позднелатинского sensitivus — чувствительный и .