Южно-Африканская Республика XIII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Литература Литература народов ЮАР развивается на языках группы банту (зулу, коса, суто, чуана), готтентотских и бушменских, но в основном на языках английском и африкаанс. Фольклор включает героический эпос, возникший в период колонизации, исторические легенды, древние бушменские и готтентотские сказки о животных, волшебные зулусские сказки, пословицы и поговорки. Письменные произведения появились в середине 19 в. после введения письменности на африканских языках (на основе латинского алфавита). Основатель литературы на суто — Т. Мофоло (1877—1948), автор исторического романа о зулусском вожде Чаке («Чака», 1925). В конце 19 — начале 20 вв. появилась антиколониальная проза Олив Шрайнер (1855—1920). С революционно-романтическими стихами дебютировал поэт-африканер Ф. Э. Селлирс (1865—1940). Социально-экономические сдвиги, усиление рабочего и антирасистского движения после 1-й мировой войны 1914—18, возникновение компартии в 1921 нашли отражение в литературе, особенно в сочинениях писателей-африканцев. В романах Дж. Дубе (ум. 1946), М. Фузе, Р. Зломо (р. 1901), К. Мкайи выдвигается идея сплочения народов банту. Свободолюбие, протест против несправедливости и расизма звучат в патриотической поэме «Долина тысячи холмов» (1941) Г. Зломо (1905—1945), сборниках стихов «Песни зулуса» (1935) и «Небосвод» (1945) Б. У. Вилакази (1906—47), а также в творчестве белых — Сары Гертруды Миллин (р. 1889), Л. ван дер Поста (р. 1906), У. Плумера и др. В 30-е гг. традиционные темы сменяются общечеловеческими. Трилогия из жизни белого бедняка «Ампи» (1924—42) И. ван Брюггена (1881—1957)—первое достижение критического реализма в литературе на африкаансе. Один из наиболее ярких представителей группы поэтов, т. н. тридцатников, Н. ван Вейк Лаув (р. 1906) создал монументальный лиро-эпос «Рака» (1941). Э. Крихе (р. 1910) отразил в «Песне фашистских бомбардировщиков» (1937) и «Балладе о военнопленных» (1941) события национально-революционной войны испанского народа 1936—39. Усиление расистской политики апартхейда после 2-й мировой войны 1939—45 породило мощную волну литературы протеста, развивающейся в основном в русле критического реализма и противостоящей колониалистской и эскепистской литературе. Обличению расизма посвящены романы и рассказы А. Пейтона (р. 1903) и Нэдин Гордимер (р. 1923). Солидарность рабочих разных рас — тема романа «Шахтёр» (1946) П. Абрахамса (р. 1919). Трагическая любовь цветного юноши и белой девушки — в центре его книги «Тропою грома» (1948). Борьба зулу с колонизаторами изображена в романах «Завоевание» (1950) Абрахамса и «Прекрасный дом» (1955) Дж. Коупа (р. 1913). Угнетённому положению цветных в южноафриканском обществе посвящен психологический роман Дж. Гордона «Да сгинет день» (1952). Антирасистские по направленности — романы «Закон стервятников» (1952) Филис Альтман (р. 1918) и «Эпизод в Трансваале» (1956) Г. Блума, автобиографические книги «Вниз по второй авеню» (1959) Э. Мпахлеле (р. 1919) и «Путь в Гану» (1960) Э. Хатчинсона. Проблемам становления молодых африканских государств после получения ими независимости посвящены книги «Венок Майклу Удомо» (1956) Абрахамса, «Почётный гость» (1970) Гордимер и «Скитальцы» (1972) Мпахлеле. В 60—70-е гг. антирасистская тема остаётся ведущей в произведениях прогрессивных литераторов ЮАР. Многие из них в изгнании продолжают бороться с реакцией. Острота социальной проблематики характерна для повестей А. Ла Гумы (р. 1925) «Скитания в ночи» (1962), «Каменная страна» (1967), «В конце сезона туманов» (1973) и романа Абрахамса «Во власти ночи» (1965), романа К. Барнарда и З. Стэндера «Нежелательные элементы» (1977), для поэзии А. К. Нортье (р. 1942), К. Питерса (р. 1930), О. Мтшали (р. 1940), А. Н. Кумало, Д. Брутуса (р. 1924), Б. Фейнберга (р. 1938), У. К. Коситсиле (р. 1938). Популярны пьесы А. Фугарда (р. 1932) «Кровавый узел» (1963), «Остров» (1974), «Сизве Баней мёртв» (1974) и др. «Литература протеста» — важный компонент общенациональной культуры, складывающейся вопреки политике культурной обособленности, проводимой Националистической партией.
Лит.: Картузов С. П., «Литература протеста» в Южно-Африканской республике. Роман послевоенных лет, в кн.: Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964; его же, Эволюция героя в современной прозе ЮАР, в кн.: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970; его же. Пролетарская тема в послевоенной прозе Южно-Африканской Республики, в кн.: Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира, М., 1975; его же, Писатели Южно-Африканской Республики о судьбах Африки, в кн.: Современный революционный процесс и прогрессивная литература (1960—1970-е гг.), М., 1976; Саратовская Л. Б., Периодизация литературы банту в Южно-Африканском Союзе (начальный период), «Народы Азии и Африки», 1963, № 1; её же, Этапы развития литературы Южно-Африканской республики, в сборнике: Актуальные проблемы изучения литератур Африки, М., 1969; Современные литературы Африки. Вост. и Юж. Африка, М., 1974; Mphahlele Е., African image, L., 1962; Dekker G., Afrikaanse literatuurgeskiedenis, Johannesburg, 1961; KIima V., South African prose writing in English, Prague, 1971. С. П. Картузов, В. В. Ошис, Л. Б. Саратовская. Южно-Африканская Республика, ЮАР (Republick van Suid-Afrika, Republic of South Africa). Государственный герб. Южно-Африканская Республика. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|