Южно-Африканская Республика XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство На территории ЮАР сохранились многочисленные наскальные рисунки (датировка древнейших колеблется от тысячелетий до нескольких сот лет до н. э.) — петроглифы (изображения отд. животных) и росписи, выполненные естественными минеральными красками (более ранние — одноцветные фигуры животных, более поздние — полихромные композиции, например сцены охоты, угона скота, битв). Развитие архитектуры ЮАР началось с середине 17 в., когда на мысе Доброй Надежды на территории будущего Кейптауна был построен форт (1652). В образовавшейся Капской колонии началось интенсивное строительство. В 1666—72 был построен 5-угольный в плане каменный замок (архитектор П. Домбаер), улицы Кейптауна и многочисленные посёлки, возникавшие в колонии, застраивались зданиями в духе голландской архитектуры 17—18 вв., переработанной в соответствии с местными условиями. В конце 18 в. зодчий М. Тибо и скульптор А. Анрейт внесли в архитектуру ЮАР элементы французского зодчества эпохи Ренессанса (ордер в обработке фасадов, пышность и разнообразие фронтонов, богато украшенных скульптурой, и т. д.). С начала 19 в., в связи с открытием богатых месторождений драгоценных металлов и притоком населения, начался интенсивный рост городов (Порт-Элизабет, Дурбан, Блумфонтейн, Йоханнесбург, Претория), в застройке которых господствовала эклектика, устойчиво державшаяся до начала 20 в. В Кейптауне преобладала неоготика, в Претории удерживались традиции «капской архитектуры», в Йоханнесбурге — неоклассицизм (архитектор Х. Бейкер). В конце 1920-х гг. в архитектуре ЮАР появились функционалистские постройки (Р. Мартинсен, У. Г. Макинтош), а с 1930-х гг. на неё оказывали влияние крупные мастера Европы, США, а затем и Латинской Америки. В благоустроенных районах городов строятся административные центры, здания торговых фирм, контор, банков, особняки; на окраинах — районы трущоб. Южно-Африканская Республика. Город Претория. Основной тип поселения коренных народов ЮАР — крааль, с загоном для скота в центре, вокруг которого располагаются многообразные по формам хижины и зернохранилища. Изобразительное искусство. С конца 18 в. в ЮАР работали европейские скульпторы (А. Анрейт) и живописцы (Т. У. Боулер, Д. В. Ангас, П. Веннинг, Ч. Пирс, Я. Х. Пирниф и др.), оказавшие известное воздействие на складывание современного искусства страны. Среди современных художников наиболее известны живописец Ж. Секото, создавший целую галерею портретов своих соотечественников, резчик по дереву Кекана. Молодые художники получают образование в местной художеств, школе Ндалени. Среди них живописцы Дж. Масике, Э. Нгкобо, А. Нибе, стремящиеся к правдивому отражению жизни современной ЮАР, скульпторы Д. Кубхека, С. Кумало, С. К. Седибане, украшающие резными композициями общественные и административные здания. Заметное развитие получила станковая графика (А. Дламини, Дж. Митчелл), книжная иллюстрация (П. Кларк). Из художественных ремёсел распространены обработка металлов, гончарство, изготовление резной деревянной домашней утвари, обработка шкур, плетение.
Лит.: Воронина В. Л., [Архитектура Южной Африки], в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10—11, М., 1969—73; Искусство народов Африки, М., 1975. Южно-Африканская Республика, ЮАР (Republick van Suid-Afrika, Republic of South Africa). Государственный герб. Южно-Африканская Республика. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|