Анабаптисты (от греч. anabaptízō — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю), перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения Анабаптисты Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле (хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение Анабаптисты вели от радикально-мистических сект («цвиккауские проповедники» в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 — 26, и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских Анабаптисты ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений Анабаптисты в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению Анабаптисты в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где Анабаптисты создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками Анабаптисты в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление «царства Христова» в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения Анабаптисты стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где Анабаптисты удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 — 25 июня 1535). Мюнстерские революционные Анабаптисты (их вожди — Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм, «божественное откровение»; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления «царства Христова» на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование «священного писания». Падение Мюнстера, подавление выступлений Анабаптисты в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга — т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса — т. н. меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса — т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.
Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов Анабаптисты Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]; Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedertäuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.
Анабаптисты Н. Чистозвонов.