Анабаптисты

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АНА
АНБ
АНВ
АНГ
АНД
АНЕ
АНЖ
АНЗ
АНИ
АНК
АНЛ
АНН
АНО
АНР
АНС
АНТ
АНУ
АНФ
АНХ
АНЦ
АНЧ
АНШ
АНЬ
АНЭ
АНЮ

Анабаптисты (от греч. anabaptízō — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю), перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения Анабаптисты Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле (хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение Анабаптисты вели от радикально-мистических сект («цвиккауские проповедники» в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 — 26, и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских Анабаптисты ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений Анабаптисты в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению Анабаптисты в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где Анабаптисты создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками Анабаптисты в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление «царства Христова» в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения Анабаптисты стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где Анабаптисты удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 — 25 июня 1535). Мюнстерские революционные Анабаптисты (их вожди — Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм, «божественное откровение»; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления «царства Христова» на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование «священного писания». Падение Мюнстера, подавление выступлений Анабаптисты в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга — т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса — т. н. меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса — т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.

 

  Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов Анабаптисты Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]; Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedertäuferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.

  Анабаптисты Н. Чистозвонов.

Так же Вы можете узнать о...


Лейкосоединения, растворимые в воде продукты восстановления многих органических красителей, способные при окислении (например, кислородом воздуха) превращаться в исходные красители.
Память Парижской Коммуны, посёлок городского типа в Борском районе Горьковской области РСФСР.
Собачья рожа, народное название многолетнего травянистого растения семейства мальвовых из рода хатьма.
Цингера способ, способ определения поправки часов из наблюдений двух звёзд на равных высотах, предложенный в 1874 Н.
Бидструп Херлуф Бидструп (Bidstrup) Херлуф (р. 10.9.1912, Берлин), датский художник-карикатурист.
Дипломатический корпус, совокупность членов дипломатического персонала дипломатических представительств, находящихся в данной стране.
Критическое магнитное поле в сверхпроводниках, характерное значение напряжённости магнитного поля Нк, выше которого происходит полное или частичное проникновение магнитного поля в сверхпроводник.
Огневое взрывание, способ взрывания посредством огнепроводного шнура и капсюля-детонатора; применяется для последовательного инициирования зарядов взрывчатых веществ (дробление фундаментов при реконструкции цехов, разделка валунов и т.
Сейсмонастии (от сейсмо... и настии), движения органов растений в ответ на прикосновение и сотрясение.
Хайастан, Айастан, название Армении; буквально значение — страна хайев (хай — самоназвание армян).
Базальный конгломерат (геол.), конгломерат, залегающий в основании толщи осадков трансгрессировавшего моря.
Гурриот Оуэн Гурриот (Garriott) Оуэн (р. 22.11.1930, Инид, штат Оклахома), лётчик-космонавт США и учёный.
Комплексное использование сырья, наиболее полное, экономически оправданное использование всех полезных компонентов, содержащихся в сырье, а также в отходах производства.