Цвингли УльрихБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
У. Цвингли. Цвингли (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1.1.1484, Вильдхауз, — 11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений протестантизма — цвинглианства. Родился в семье деревенского старосты. Был одним из образованнейших гуманистов своего времени. Реформаторская деятельность Цвингли Ульрих проходила в Цюрихе (где в 1519 он стал каноником) и была тесно связана с обострившейся в этом городе социально-политической борьбой. Против патрициата, дворянства и верхушки средневекового бюргерства выступили прогрессивные слои бюргерства, связанные с зарождавшимися капиталистическими отношениями, цехи и окрестное крестьянство. Выражая интересы этих слоев, Цвингли Ульрих разработал стройную систему реформы церкви и политического строя. Религиозное учение Цвингли Ульрих имело много общего с учением М. Лютера, но Цвингли Ульрих решительнее, чем Лютер, выступал против обрядовой стороны католического культа, рационалистически истолковал причащение и крещение (рассматривая их не как таинства, а как символы). Цвингли Ульрих противопоставил княжеской лютеранской Реформации республиканизм своей церкви. Он отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наёмничество. В 1522 Цвингли Ульрих открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Из диспута с католиками в 1523 Цвингли Ульрих вышел победителем, его «67 тезисов» (1522) легли в основу цвинглианства. В Цюрихе с 1523 под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политического строя: были закрыты монастыри, удалены из церквей иконы и мощи «святых», монастырские имущества конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования и т.д. Власть в городе от олигархического Малого совета перешла в руки Большого совета, где господствовали цехи. Военное наёмничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианство победило также в Берне, Базеле, Шафхаузенс, Гларусе и Санкт-Галлене, которые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Однако Цвингли Ульрих не только не опирался на начавшееся в 1524 в кантоне Цюрих крестьянское движение, но путём мелких уступок, сочетавшихся с репрессиями, добился его ликвидации, преследовал анабаптистов. Цвингли Ульрих настоял на сохранении большой церковной десятины, придал своей церкви чёткие организационные формы и поставил её в зависимость от светских властей. Всем этим Цвингли Ульрих подорвал массовую базу проводимой им Реформации. В военном столкновении с католическими лесными кантонами (см. Каппельские войны) цюрихское войско было разбито, сам Цвингли Ульрих погиб в битве при Каппеле.
Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—14, Lpz. — Z., 1904—68.
Лит.: Прозоровская Б. Д., Ульрих Цвингли..., СПБ, 1892; Köhleг W., Н. Zwingli, 2 Aufl., Lpz., 1954; Farner O. H., Н. Zwingli, Bd 1—4, Z., 1943—1960. А. Н. Чистозвонов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|