Мюнцер ТомасБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Т. Мюнцер. Мюнцер (Müntzer, Münzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц, — 27.5.1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), немецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации, один из главных вождей восставшего крестьянства и городского плебейства в Крестьянской войне 1524—26 в Германии. Принадлежал к образованнейшим людям своего времени. Первоначально считал себя сторонником Мюнцер Томас Лютера, но, будучи (с 1520) проповедником в г. Цвиккау и выступая против францисканцев заодно с лютеранами, фактически вёл эту борьбу с иных позиций. В развёртывавшихся с начала 20-х гг. революционных событиях в Германии, в успехах там Реформации и в оживлении в это же время оппозиционного движения в Чехии Мюнцер Томас видел симптом начинающегося общемирового социального и политического переворота, направленного на установление «царства божьего» на земле как строя социальной справедливости (такой переворот пропагандировался в то время членами ряда народных сект, особенно анабаптистами). Посетив летом 1521 Чехию, Мюнцер Томас опубликовал там «Пражский манифест», в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Мюнцер Томас призывал трудовой народ горнорудных районов Чехии возродить революционные традиции таборитов. Но в понимании сущности переворота он пошёл дальше таборитов, считая, что этот переворот не только начнётся действиями «ревнителей бога» (т. е. восставшим народом), но ими же будет завершён. В 1522 во время пребывания в г. Нордхаузен (в Гарце) и в 1523—24 — в Альштедте (Тюрингия) Мюнцер Томас открыто порвал с Лютером и со всем лагерем умеренно бюргерской Реформации. Во время Крестьянской войны Мюнцер Томас и его ученики (особенно из анабаптистов), хотя и немногочисленные, были вдохновителями наиболее решительных выступлений. Разъезжая по Средней и Юго-Западной Германии, Мюнцер Томас повсюду распространял устно и в печатных памфлетах свои призывы к борьбе, которые привлекали массы крестьян и городской бедноты. В близких Мюнцер Томас кругах в конце 1524 или в начале 1525 была составлена наиболее радикальная программа революционных действий — «Статейное письмо» (Artikelbrief). События самого героического этапа Крестьянской войны — восстания в Тюрингии (апрель — май 1525) — развернулись, по словам Ф. Энгельса, вокруг величественной фигуры Мюнцер Томас и под его непосредственным руководством (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 356). Поселившись в конце февраля (или начале марта) 1525 в г. Мюльхаузен (Тюрингия), Мюнцер Томас возглавил там революционную власть и пытался создать в Тюринго-Саксонском районе единый центр всей Крестьянской войны. Однако 15 мая отряд Мюнцер Томас потерпел в битве у г. Франкенхаузен поражение от объединённых войск князей. Мюнцер Томас был взят в плен и после мучительных пыток казнён. Религиозно-философское учение Мюнцер Томас было направлено, как отмечал Энгельс, «... против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще» (там же, с. 370). Оно представляло собой разновидность пантеизма и приближалось к атеизму. По существу пантеизм Мюнцер Томас — социальное учение: все «творения» являются, по Мюнцер Томас, частями мирового целого и только в нём могут существовать, из чего следует, что индивиды не могут иметь особых интересов, отличных от интересов общества в целом. Реформация, по Мюнцер Томас, — преобразование мира на началах торжества общих интересов и революционного устранения злых «безбожников» (т. е. угнетателей трудового народа). Социально-политическую программу Мюнцера Энгельс характеризовал как близкую к коммунизму, как «гениальное предвосхищение» будущего, как программу «... немедленного установления царства божьего на земле...», под которым Мюнцер Томас, по словам Энгельса, «... понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти» (там же, с. 371). Этот далёкий идеал будущего был у Мюнцер Томас весьма фантастичным. Но Мюнцер Томас утверждал, что будущий строй наступит в результате революционной борьбы народных масс против их господ и угнетателей. Начало установления «общности имуществ» он связывал с устранением феодалов и переходом всех материальных благ в руки трудящихся путём уравнительного раздела земли и др. богатств между всеми тружениками. Т. о., социально-политическая программа Мюнцер Томас призывала крестьянские и плебейские массы к борьбе за их самые насущные интересы, к антифеодальной революции.
Соч.: Schriften und Briefe, [Gütersloh], 1968; Politische Schriften. Manifeste. Briefe, Lpz., 1970.
Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин Мюнцер Томас Мюнцер Томас, Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., Мюнцер Томас, 1955; Штекли А., Томас Мюнцер, Мюнцер Томас, 1961; Bensing Мюнцер Томас, Thomas Müntzer, Lpz., 1965; его же, Thomas Müntzer und der Thüringer Aufstand 1525, В., 1966: Steinmetz Мюнцер Томас, Das Müntzerbild von M. Luther bis F. Engels, B., 1971. Мюнцер Томас Мюнцер Томас Смирин.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|