Справедливость

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СПА
СПЕ
СПЁ
СПИ
СПЛ
СПО
СПР
СПУ
СПЯ

Справедливость, понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие Справедливость содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

  Первое в истории общественного сознания понимание Справедливость было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя: Справедливость — это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание Справедливость имело негативный смысл — требование наказания за нарушение общей нормы; одним из его практических выражений был институт родовой мести. Более сложное, позитивное понимание Справедливость, включающее наделение людей благами, возникает в период выделения отдельных индивидов из рода. Первоначально оно означает главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности и общественного неравенства Справедливость начинают отличать от равенства, включая в неё и различие в положении людей сообразно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет Справедливость на уравнительную и распределительную; особым видом Справедливость он считает случай воздаяния, которое должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем это разграничение Справедливость равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во всей истории классового общества. Наряду с понятием Справедливость, отразившем в себе структуру существующих классовых отношений, в народном сознании всегда развивались идеи Справедливость, выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также национального угнетения.

  С точки зрения марксизма, понятие Справедливость всегда имеет исторический характер, обусловлено условиями жизни людей (классов). Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что оценка социальной действительности с точки зрения понятия Справедливость «...в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 153). Справедливыми можно назвать общественного отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют исторической необходимости в практической возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной исторической эпохе.

  Социалистическое понимание Справедливость включает равенство людей по отношению к средствам производства, их реальных политических и юридических прав. Вместе с тем при социализме ещё сохраняются различия в характере (квалификации) труда, в распределении предметов потребления. «Маркс, — писал В. И. Ленин, — показывает ход развития коммунистического общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту “несправедливость”, что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления “по работе” (а не по потребностям)» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 93). Полное совпадение Справедливость с социальным равенством людей достигается в коммунистическом обществе.

Так же Вы можете узнать о...


Город-спутник, город или посёлок городского типа, развивающийся близ более крупного города и тяготеющий к нему как к центру в производственном, хозяйственном и культурно-бытовом отношении; часто образует периферийный элемент городской агломерации или конурбации (см.
Красотелы (Calosoma), род жуков семейства жужелиц.
Парсонс Альберт Росс Парсонс (Parsons) Альберт Росс (24.6. 1848, Монтгомери, Алабама,—11.
Тажибаев Абдильда [р. 22.1(4.2).1909, г. Кзыл-Орда], казахский советский поэт и драматург, доктор филологических наук (1971).
Азербайджанский театр оперы и балета академический им.
Гребнер Фриц Гребнер (Grabner) Фриц (4.3.1877, Берлин, — 13.
Куга, народное название некоторых растений семейства осоковых, главным образом камыша озёрного.
Петельная машина ,швейная машина для обмётки петель.
Терсков Иван Александрович (р. 11.9.1918, с.
Ампер (физич.) Ампер,
Двухизнаночный трикотаж, материал, обе стороны которого имеют строение изнанки глади (рис.
Ларройо Франсиско Ларройо (Larroyo) Франсиско (р. 1908, Сакатекас), мексиканский философ.
Подобные члены многочлена, входящие в состав многочлена одночлены, отличающиеся только коэффициентами или знаками (или ничем не отличающиеся); например, в многочлене 2а + 5a3b + 3ab23a3b подобными являются члены 5a3b и -3а3b.
Треугольник (в геометрии) Треугольник прямолинейный, часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (стороны Т.
Армянское письмо, звуковое письмо, созданное около 405—406 армянским епископом Месропом Маштоцем на основе греческого (византийского) и северо-арамейского письма, дополненное в 12 в.
Диктионемовый сланец, второй снизу стратиграфический горизонт силурийских отложений, развитых в пределах Ленинградской области и Эстонской ССР.
Липпия (Lippia), род растений семейства вербеновых.
Правда (бывший Хирочи), посёлок городского типа в Холмском районе Сахалинской области РСФСР.
Укек, Увек, один из главных городов Золотой Орды.