Баженов Василий Иванович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

Баженов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным — Москва), — 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753—55) и в Московском университете (1755); в Петербурге — у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758—60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Баженов Василий Иванович Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ — в Школе изящных искусств в Париже (1760—62) у Ш. де Вайи. В 1762—64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.

  Баженов Василий Иванович первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767—75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель — в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Баженов Василий Иванович тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Баженов Василий Иванович удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784—86; ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина). Баженов Василий Иванович перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Баженов Василий Иванович (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Баженов Василий Иванович Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. и впервые проявившееся у Баженов Василий Иванович в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774—75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775—85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782—89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792—96; строили в 1797—1800 В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Баженов Василий Иванович всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Баженов Василий Иванович одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Баженов Василий Иванович был издан русский перевод Витрувия. Баженов Василий Иванович — создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров.

<a target=<a target=В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787. Баженов Василий Иванович." alt="В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787." Баженов Василий Иванович." alt="В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва."

В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787. Баженов Василий Иванович.

В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.

В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

В. И. Баженов. Баженов Василий Иванович.

В. И. Баженов.

 

  Соч.: Краткое рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26, бумаги Баженова Каржавина); Слово на заложение Кремлёвского дворца, в кн.: Сумароков А. С., Полн. собр. всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787; Мнения... о Кремлёвской перестройке, в кн.: Архитектурный архив, в. 1, М 1946, с. 119—121.

 

  Лит.: Михайлов А.И., Баженов, М., 1951; Ильин М. А. , Баженов, М., 1954; История русского искусства, М., 1961, с. 85-129.

В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва. Баженов Василий Иванович.

В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва.

  И. М. Глозман, О. В. Мамонтова.

Так же Вы можете узнать о...


Люсон, самый большой остров Филиппинского архипелага; смотри Лусон.
Орлов Владимир Митрофанович [3(15).7.1895 — 28.
Рудная пристань (до декабря 1972 — Тетюхе-Пристань), посёлок городского типа в Дальнегорском районе Приморского края РСФСР.
Токарев Федор Васильевич [2(14).6.1871, ст. Егорлыкская, ныне Ростовской области, — 7.
Шихтовый двор, участок территории предприятия, предназначенный для хранения шихтовых материалов (см.
Беккер Жак Беккер (Becker) Жак (15.9.1906, Париж, — 21.
Глинка Дмитрий Борисович [р. 27.11(10.12).1917, с.
Исмаила Самани мавзолей, усыпальница династии Саманидов в Бухаре (Узбекская ССР), выдающийся памятник архитектуры Средней Азии (рубеж 9—10 вв.
Леопольд (в Австрии) Леопольд (Leopold). В Австрии и «Священной Римской империи»:
Нородом Сианук (р. 1922), см. Сианук Нородом.
Растворимости диаграмма, графическое изображение равновесного состава растворов в зависимости от температуры, а также от давления и других параметров, характеризующих внешние условия.