Памятник

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Памятник,

Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967. Памятник.

Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967.

  1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность Памятник истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые Памятник; по типологическим признакам Памятник могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, Памятник истории, Памятник архитектуры и Памятник монументального искусства. К Памятник относят также Памятник письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946. Памятник.

В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946.

  2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для Памятник, обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения Памятник, как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного Памятник независимо от его типа.

Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. Памятник Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37. Памятник.

Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. Памятник Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37.

  Прототипами Памятник были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — мегалиты и курганы, а также обелиски, пирамиды, и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль Памятник, однако обычно под Памятник в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).

Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941. Памятник.

Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941.

  В античности были созданы основные композиционные типы Памятник, развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы, арки триумфальные, триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных Памятник, прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные Памятник помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). Памятник Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды Памятник в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).

Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114. Памятник.

Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114.

  Итальянские мастера кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512—513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в Памятник маньеризма, усиливаются в эпоху барокко и классицизма, когда Памятник (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (Памятник Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320—321).

Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909. Памятник.

Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.

  В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются Памятник выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор Памятник К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также Памятник литературным героям. Сама организация постановки Памятник существенно меняется: если ранее вопросами сооружения Памятник ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные Памятник создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор Памятник С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).

Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857. Памятник.

Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857.

  Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном Памятник 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в Памятник, славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений, как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих Памятник 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [Памятник «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; Памятник героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного Памятник, лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (Памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970. Памятник.

Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970.

  С первых лет Советской власти проблема сооружения Памятник, наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды). Если ранние советские Памятник чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению Памятник в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль Памятник с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения Памятник, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты Памятник, включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных Памятник, иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских Памятник: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— Памятник А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. Памятник Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).

Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927. Памятник.

Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.

<a target=<a target=Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент. Памятник." alt="Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент." Памятник." alt="Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938."

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент. Памятник.

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.

Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.

Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме. Памятник.

Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме.

 

Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67. Памятник.

Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67.

  Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolütistische Fürsten, Münch. — Z., 1971.

Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969. Памятник.

Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969.

  А. В. Иконников.

Так же Вы можете узнать о...


Пегас (созвездие) Пегас (лат. Pegasus), экваториальное созвездие; наиболее яркие звёзды 2,4; 2,4; 2,5; 2,8; 3,0 визуальной звёздной величины.
Птерилии (от греч. pteron — перо и hyle — лес), участки кожи птиц, покрытые контурными перьями.
Сдвиг (геол.) Сдвиг (геологический), тектонический разрыв в земной коре, крылья которого смещены в горизонтальном направлении вдоль его простирания; под С.
Строгановское училище, одно из старейших в СССР художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера.
Увеличение оптическое, отношение линейных или угловых размеров изображения предмета, получаемого с помощью оптической системы, к соответствующим размерам предмета.
Хромолитография, способ литографского воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски изготовляется вручную отдельная печатная форма на камне (или цинковой пластине); на поверхность каждого камня предварительно наносится абрис.
Эль-аргарская культура, археологическая культура бронзового века (17—10 вв.
Антонов Алексей Константинович [р. 27.5(8.6).
Болгаро-венгерский договор 1969 О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан в Софии 10 июля со стороны Болгарии первым секретарём ЦК БКП, председателем Совета Министров НРБ Т.
Воронов Николай Николаевич [23.4(5.5).1899, Петербург, — 28.
Группа (матем.) Группа, одно из основных понятий современной математики.
Жуков Евгений Михайлович [р. 10(23).10.1907, Варшава], советский историк, академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1946).
Капустная пальма (Roystonea oleracea, ранее — Oreodoxa oleracea), пальма (высота до 40 м) с перистыми листьями (длина до 8 м).
Костяев Федор Васильевич [8(20).2.1878, Елгава, — 27.
Лунник мыс, выступ ледяного обрывистого берега на западной стороне залива «Оби» (Берег Отса, Восточная Антарктида) под 70° 31’ южной широты и 163° 07' восточной долготы.
Мори Мэтью Фонтейн Мори (Maury) Мэтью Фонтейн (14.1.1806, Спотсилвейния, Виргиния, — 1.
Опоек, шкура молодняка крупного рогатого скота (телят), ещё не перешедшего на растительную пищу; имеет первичную, неслинявшую шерсть.