Барток Бела

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

Барток Бела Барток. Барток Бела.

Барток Бела Барток.

Барток (Bartok) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, — 26.9.1945, Нью-Йорк), венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903). С 1907 профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.), собрал свыше 30 000 песен.

  В сочинениях 1900—1910-х гг. сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно, «Багатели», 1908, «Бурлески», 1911, «Варварское аллегро», 1911, «Портреты» для оркестра, 1908, 2 струнных квартета — 1908 и 1915—17). Его новаторские произведения, в том числе опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911), не были приняты консервативной критикой. Начало общественного признания Барток Бела связано с балетом «Деревянный принц» (соч. 1916). В период Венгерской советской республики (1919) Барток Бела совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы хортистского режима. В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений — балет «Чудесный мандарин» (пост. 1926).

  Освоив опыт И. Стравинского, А. Шёнберга и других современных западных композиторов, Барток Бела продолжал и в 20-е гг. развивать национальные фольклорные элементы. Но в некоторых его произведениях этого времени ещё острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложнённости музыкального языка. Этим сочинениям Барток Бела присущи крайняя заострённость и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам и в то же время рафинированный интеллектуализм, изощрённость колорита. 20—30-е гг. — период расцвета гастрольно-концертной деятельности Барток Бела-пианиста (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР).

  В 30-х гг. в творчестве Барток Бела наметился известный поворот в сторону большей простоты и классичности стиля; Барток Бела отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931, «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы Барток Бела занимает антифашистскую позицию. Он создаёт сочинения, своеобразно выражающие идеи гуманизма и братства народов. В сонате для 2 фортепьяно и ударных (1937), скрипичном концерте, «Дивертисменте» для струнного оркестра (1939) ярко национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей тревожную атмосферу этих лет. Общая тенденция к демократизации творчества Барток Бела выразилась в создании произведений для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен, кантата «Из прошлого», 1935), а также пьес педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931, и фортепьянный цикл «Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры, в 1940, Барток Бела эмигрировал в США, где не достиг признания музыкальных кругов и умер в нищете. Из произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра (1943) и фортепьянный концерт (1945).

  Наиболее важное место в творчестве Барток Бела занимают инструментальные сочинения — пьесы для фортепьяно, 6 струнных квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки, многочастные сочинения для оркестра. Выдающееся значение имеют научные исследования Барток Бела в области фольклористики. Барток Бела оказал большое влияние на формирование композиторских школ 30—50-х гг. в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).

 

  Лит.: Мартынов И. И., Бела Барток, М., 1968: Сабольчи Барток Бела, Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях, Будапешт, 1963; Stevens Н., The life and music of Bela Bartok, N. Y., 1953 (библ. с. 323-58); Moreux S., Bela Bartok..., P., 1949, 2 ed., P., 1955.

  И. В. Нестьев.

Так же Вы можете узнать о...


Олимпийские горы (Olympic Mountains), изолированный горный массив в системе Береговых хребтов США (штат Вашингтон).
Пашена закон, устанавливает, что наименьшее напряжение зажигания газового разряда между двумя плоскими электродами (в однородном электрическом поле) есть величина постоянная (и характерная для данного газа) при одинаковых значениях pd, где р — давление газа, d — расстояние между электродами.
Поликарпические растения (от поли... и греч.
Публиканы (лат. publicani, от publicum — государственное имущество), в Древнем Риме лица (обычно всадники), получавшие с торгов на откуп государственное имущество (земли, рудники, солеварни) с целью его эксплуатации, а также право на сбор государственных налогов и подряды на общественные постройки или снабжение.
Родовая община, см. Первобытнообщинный строй.
Северо-Западные территории (Northwest Territories), административно-территориальная единица Канады.
Советско-англо-иранский договор 1942, см. Англо-советско-иранский договор 1942.
Сублимация (в психологии) Сублимация в психологии, психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Тимаков Владимир Дмитриевич [р. 26.6(9.7).1905, с.
Уичито-Фолс (Wichita Falls), город на Ю. США, в штате Техас, на р.
Фосс Иоганн Генрих Фосс (Vob) Иоганн Генрих (20.
Цезы, народность в Дагестанской АССР. См. Андо-цезские народы.