Иллюстрация

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Виньетки для Фотошопа скачать рамки для Фотошопа Виньетки.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИЛА
ИЛЕ
ИЛИ
ИЛЛ
ИЛО
ИЛТ
ИЛУ
ИЛФ
ИЛЫ
ИЛЬ
ИЛЯ

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение),

Р. Кент. Илл. к роману Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». Гравюра на дереве. Нью-Йорк. 1930. Иллюстрация.

Р. Кент. Илл. к роману Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». Гравюра на дереве. Нью-Йорк. 1930.

1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. В строгом значении термина к Иллюстрация следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства Иллюстрация в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами Иллюстрация как таковой остаются изобразительные интерпретации литературных текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте, О. Домье к «Дон-Кихоту» Сервантеса, В. А. Серова к басням Иллюстрация А. Крылова). Иллюстрация, входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

Илл. к произведениям Горация. Резцовая гравюра по рис. Н. Пуссена. Париж. 1642. Иллюстрация.

Илл. к произведениям Горация. Резцовая гравюра по рис. Н. Пуссена. Париж. 1642.

  Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра), после изобретения книгопечатания и ксилографии Иллюстрация становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические Иллюстрация появляются в Китае в 6—7 вв., получая особое распространение с 12 в. Китайская Иллюстрация (сохраняющая композиционные приёмы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразительного языка. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве; вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в начале 17 в. Расцвет японской ксилографической Иллюстрация приходится на 18 — начало 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в Иллюстрация (по отношению к которым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие живого мира.

Х. Н. Браун (Физ). Илл. к роману Ч. Диккенса «Николас Никльби». Гравюра на дереве. Лондон. 1839 Иллюстрация.

Х. Н. Браун (Физ). Илл. к роману Ч. Диккенса «Николас Никльби». Гравюра на дереве. Лондон. 1839

  Европейская ксилографическая Иллюстрация, зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с искусством миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние Иллюстрация вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца 15 — начала 16 вв.). В 16 в. в искусстве Иллюстрация растет стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов.

Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528—32. Иллюстрация.

Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528—32.

  Крупнейшими мастерами Иллюстрация эпохи средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, Й. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16—17 вв. возникают также и первые русские, украинские и белорусские ксилографические Иллюстрация С конца 16 в. в Иллюстрация преобладает техника гравирования на меди; Иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. — период бурного расцвета научной Иллюстрация Среди мастеров Иллюстрация 17 в. — А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь Иллюстрация с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Англии, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной Иллюстрация создают в начале 19 в, Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18—19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства — торцовая гравюра на дереве («политипаж») и литография; для 19 в. характерны как законченная Иллюстрация — композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены Иллюстрация мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. Иллюстрация Гранвиля во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) Иллюстрация проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произведения литературы иллюстрации Г. Доре во Франции, А. Менцеля в Германии, X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В конце 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник, но в то время станковый характер многих Иллюстрация приводил к частой утрате единства Иллюстрация и книги в целом. К достижению синтетического единства Иллюстрация со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе «модерна» и национально-романтических течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, Иллюстрация Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи Иллюстрация и книги, эмоциональной выразительности Иллюстрация решали в России мастера «Мира искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их Иллюстрация стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства Иллюстрация конца 19—20 вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хотарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником литературного текста; Иллюстрация часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).

У. Моррис и У. Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894. Иллюстрация.

У. Моррис и У. Крейн. Илл. к «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894.

Ф. П. Толстой. Илл. к поэме Иллюстрация Ф. Богдановича «Душенька». Рис. пером. 1829. Иллюстрация.

Ф. П. Толстой. Илл. к поэме Иллюстрация Ф. Богдановича «Душенька». Рис. пером. 1829.

А. Менцель. Илл. к комедии Г. Клейста «Разбитый кувшин». Гравюра на дереве. Париж. 1848. Иллюстрация.

А. Менцель. Илл. к комедии Г. Клейста «Разбитый кувшин». Гравюра на дереве. Париж. 1848.

Иллюстрация Я. Билибин. Илл. к «Сказке о Золотом петушке» А. С. Пушкина. Рис. пером. 1906. Иллюстрация.

Иллюстрация Я. Билибин. Илл. к «Сказке о Золотом петушке» А. С. Пушкина. Рис. пером. 1906.

Илл. к роману М. Сервантеса «Дон-Кихот». Гравюра на дереве по рис. Г. Доре. Париж. 1862—63. Иллюстрация.

Илл. к роману М. Сервантеса «Дон-Кихот». Гравюра на дереве по рис. Г. Доре. Париж. 1862—63.

А. Матисс. Илл. к «Стихам» С. Малларме. Офорт. Лозанна. 1932. Иллюстрация.

А. Матисс. Илл. к «Стихам» С. Малларме. Офорт. Лозанна. 1932.

П. Пикассо. Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. Тушь, перо. 1934. Иллюстрация.

П. Пикассо. Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. Тушь, перо. 1934.

Илл. к комедии Мольера «Брак поневоле». Резцовая гравюра по рис.Ф. Буше. Париж. 1734. Иллюстрация.

Илл. к комедии Мольера «Брак поневоле». Резцовая гравюра по рис.Ф. Буше. Париж. 1734.

  Советская книжная Иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания, 1920-е гг. для советской Иллюстрация — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. Иллюстрация Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в Иллюстрация (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства Иллюстрация и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная Иллюстрация детской книги. Для Иллюстрация 1930 — начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); Иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская Иллюстрация 2-й половины 1950 — 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные Иллюстрация к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. Иллюстрация Пиков в РСФСР, В. Иллюстрация Касиян на Украине, С. С. Кобуладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, Л. А. Кучас в Литве и др.

Д. А. Шмаринов. Илл. к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уголь, черная акварель. 1935—36. Иллюстрация.

Д. А. Шмаринов. Илл. к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уголь, черная акварель. 1935—36.

<a target=<a target=А. А. Агин. «Возвращение от прокурора». Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1846 — 47. Ксилография Е. Е. Бернардского. Иллюстрация." alt="А. А. Агин. «Возвращение от прокурора». Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1846 — 47. Ксилография Е. Е. Бернардского." Иллюстрация." alt="Н. В. Кузьмин. Илл. к повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Рис. пером. 1960."

А. А. Агин. «Возвращение от прокурора». Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1846 — 47. Ксилография Е. Е. Бернардского. Иллюстрация.

А. А. Агин. «Возвращение от прокурора». Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1846 — 47. Ксилография Е. Е. Бернардского.

Д. Н. Кардовский. Илл. к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Рис. свинцовым карандашом. 1904. Иллюстрация.

Д. Н. Кардовский. Илл. к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Рис. свинцовым карандашом. 1904.

Н. В. Кузьмин. Илл. к повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Рис. пером. 1960.

В. А. Фаворский. Иллюстрация к книге «Руфь». Ксилография. 1924. Иллюстрация.

В. А. Фаворский. Иллюстрация к книге «Руфь». Ксилография. 1924.

А. Иллюстрация Кравченко. Илл. к роману Ш. Де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Гравюра на дереве. 1929. Иллюстрация.

А. Иллюстрация Кравченко. Илл. к роману Ш. Де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Гравюра на дереве. 1929.

  Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, Иллюстрация Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, Иллюстрация Лады, Иллюстрация Трнки в Чехословакии).

В. Клемке. Фронтиспис к книге новелл Дж. Боккаччо «Декамерон». Гравюра на дереве. Берлин. 1958. Иллюстрация.

В. Клемке. Фронтиспис к книге новелл Дж. Боккаччо «Декамерон». Гравюра на дереве. Берлин. 1958.

 

Ю. П. Анненков. Илл. к поэме А. А. Блока «Двенадцать». Рис. пером. 1918. Иллюстрация.

Ю. П. Анненков. Илл. к поэме А. А. Блока «Двенадцать». Рис. пером. 1918.

  Лит. ;Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: «Архаисты и новаторы», Л., 1929: Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII—XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1—6, М., 1960—70; Bland D., A history of book illustration, Cleveland — N. Y., 1958; Lewis V., The twentieth century book, L., 1967.

Илл. к книге стихотворных сатир С. Бранта «Корабль дураков». Гравюра на дереве. Нюрнберг. 1492. Иллюстрация.

Илл. к книге стихотворных сатир С. Бранта «Корабль дураков». Гравюра на дереве. Нюрнберг. 1492.

  Г. Л. Демосфенова.

Так же Вы можете узнать о...


Вводный тон (музыкальный), звук, отстоящий на секунду вниз или вверх от I ступени лада и тяготеющий к ней.
Виды сообщений, классификация перевозок в зависимости от расположения пунктов отправления и назначения грузов и пассажиров и используемых для перевозок видов транспорта.
Вознесенский Николай Алексеевич [18.11(1.12).
Выключатель электрический, аппарат для включения и отключения электрических устройств: светильников, двигателей, нагревательных печей, трансформаторов, линий электропередачи и т.
Гароннский канал, во Франции. Является западным продолжением Южного канала, образующего водный путь между Атлантическим океаном и Средиземным морем Проходит от Тулузы вдоль правого берега р.
Герштеккер Фридрих Герштеккер (Gerstäcker) Фридрих (10.5.1816, Гамбург, — 31.
Говард-план (Howard Plan), система организации учебно-воспитательной работы, основанная на принципе индивидуального обучения.
Грампластинка, см. Граммофонная пластинка.
Гямыш, самая высокая вершина Малого Кавказа, на хребте Муровдаг (в Азербайджанской ССР).
Демократическая партия (Югославия) Демократическая партия Югославии, буржуазная партия, существовала с мая 1919 по апрель 1941.
Дильс Отто Дильс (Diels) Отто (23.1.1876, Гамбург, — 7.
Дракон (созвездие) Дракон (лат. Draco), околополярное созвездие Северного полушария неба; самая яркая звезда — Этамин, 2,2 визуальной звёздной величины.