Батюшков Константин НиколаевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К. Н. Батюшков. Батюшков Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда, — 7(19).7.1855, там же], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Был на военной службе, позднее на дипломатической (в Италии). В 1822 заболел душевной болезнью. Начал писать стихи с 1802. Развитию мировоззрения Батюшков Константин Николаевич способствовали идеи французских просветителей 18 в. В стихотворной сатире «Видение на берегах Леты» (1809) выступил против «Беседы любителей русского слова» — оплота литературного «староверия». Участвовал в прогрессивном литературном кружке «Арзамас». К. Н. Батюшков. Батюшков Константин Николаевич стал главой так называемой «лёгкой поэзии» (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочеталось в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя. Программным произведением явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12, опубликовано в 1814). Патриотическим чувством проникнуто написанное во время Отечественной войны 1812 послание «К Дашкову». Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков Константин Николаевич переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Его поэзия окрашивается во всё более печальные тона, завершаясь мрачным «Изречением Мельхиседека» (1821). К числу лучших стихотворений Батюшков Константин Николаевич принадлежат «Мой гений» (1815), «Таврида» (1817), «Умирающий Тасс» (1817), переводы из греческой антологии (1817—18), «Подражания древним». А. С. Пушкин восхищался музыкальностью его стиха («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»), В. Г. Белинский — его «пластикой», «скульптурностью». Батюшков Константин Николаевич писал и в прозе (очерки, статьи о литературе и искусстве).
Соч.: Соч., т. 1—3, СПБ, 1885—87; Соч., вступ. ст., ред. и коммент. Д. Д. Благого, М.—Л., 1934; Стихотворения, вступ. ст. Батюшков Константин Николаевич В. Томашевского, [Л.], 1948; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. и прим. Н. В. Фридмана, М.—Л., 1964.
Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина (ст. 2 и 3), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Майков Л. Н., Батюшков, его жизнь и сочинения, 2 изд., СПБ, 1896: Фридман Н. В., Проза Батюшкова, М., 1965. Д. Д. Благой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|