Белинский Виссарион Григорьевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

Белинский Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, — 26.5(7.6).1848, Петербург], русский литературный критик, публицист. Отец Белинский Виссарион Григорьевич — флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816 семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губернии. В 1822—24 Белинский Виссарион Григорьевич учился в Чембарском уездном училище, в 1825—28 в Пензенской гимназии (не окончил). В 1829 поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в студенческом литературном «Обществе 11 нумера», читал здесь свою антикрепостническую романтическую драму «Дмитрий Калинин», чем навлек на себя гонения. В 1832 был исключен из университета. В 1831 в журнале «Листок» Белинский Виссарион Григорьевич опубликовал стихи «Русская быль» и рецензию на «Бориса Годунова» А. С. Пушкина. В 1833 в «Телескопе» появились переводы Белинский Виссарион Григорьевич из французских журналов. С осени 1833 Белинский Виссарион Григорьевич стал посещать кружок Н. В. Станкевича, изучал философские системы Канта, Фихте, Шеллинга; позднее познакомился с М. А. Бакуниным и вместе с ним изучал Гегеля. В 1834 в газете «Молва» (литературное приложение к «Телескопу») напечатана первая большая статья Белинский Виссарион Григорьевич «Литературные мечтания», обратившая на себя внимание целостностью философской и эстетической концепции, смелым ниспровержением старых авторитетов и традиционных литературных представлений. Белинский Виссарион Григорьевич стал главным критиком «Телескопа» и «Молвы».

Петербургский кружок Белинского. Рис. Белинский Виссарион Григорьевич Лебедева, 1947. Белинский Виссарион Григорьевич.

Петербургский кружок Белинского. Рис. Белинский Виссарион Григорьевич Лебедева, 1947.

  В русской литературе в то время совершался переход от романтизма к реализму. Белинский Виссарион Григорьевич провозгласил Н. В. Гоголя — мастера изображать жизнь «во всей её наготе и истине» — главой современной русской литературы («О русской повести и повестях г. Гоголя»); подверг критике эпигонский романтизм 30-х гг. (повести А. Марлинского, стихи В. Г. Бенедиктова), литературно-критические выступления «Московского наблюдателя», реакционную петербургскую журналистику. Осенью 1836 Пушкин намеревался привлечь Белинский Виссарион Григорьевич к сотрудничеству в «Современнике», но не успел этого сделать.

  В 1837 Белинский Виссарион Григорьевич лечился от туберкулёза в Пятигорске, где произошла встреча его с М. Ю. Лермонтовым (они сблизились позднее, в 1840, в Петербурге). В 1838—39 Белинский Виссарион Григорьевич редактировал реорганизованный им «Московский наблюдатель». Журнал успеха не имел, т.к. в нём сказались настроения философского «примирения» Белинский Виссарион Григорьевич с российской действительностью и воспринятого в этом духе положения Гегеля — «всё разумное действительно, всё действительное разумно». Эти воззрения отразились в статьях «Бородинская годовщина» (1839), «Менцель, критик Гёте» (1840), «Горе от ума» (1840). Осенью 1839 Белинский Виссарион Григорьевич переехал в Петербург и был приглашен А. А. Краевским в «Отечественные записки». К весне 1840 был преодолён «примирительный» период. Белинский Виссарион Григорьевич сблизился с А. И. Герценом, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и вскоре стал признанным вождём реалистического направления русской литературы. Он опубликовал годовые обзоры русской литературы (с 1840 по 1845), работу «Сочинения Александра Пушкина» (цикл из одиннадцати статей), статьи о произведениях М. Ю. Лермонтова, театральные обзоры. В 1842 Белинский Виссарион Григорьевич вёл бурную полемику с К. С. Аксаковым по поводу «Мёртвых душ» Гоголя. В кружке друзей Белинский Виссарион Григорьевич изучал историю французской революции 18 в. (по Ф. Минье) и причислял себя к «монтаньярам» (левая партия Конвента). Его революционно-демократические взгляды оформляются окончательно в статьях «Речь о критике» (1842), «Парижские тайны» (1844). Белинский Виссарион Григорьевич возглавил натуральную школу, объединявшую последователей Гоголя.

  Разногласия с А. А. Краевским привели к уходу Белинский Виссарион Григорьевич в 1846 из «Отечественных записок». Он терпел нужду, болезнь лёгких прогрессировала. Летом 1846 Белинский Виссарион Григорьевич с М. С. Щепкиным совершил поездку по Югу России. С января 1847 по май 1848 Белинский Виссарион Григорьевич руководил критическим отделом журнала «Современник», издававшимся Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым, где опубликовал годовые обзоры «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ „Москвитянину"», в которых в окончательном виде изложил свою концепцию истории реализма в русской литературе. Белинский Виссарион Григорьевич охарактеризовал значение натуральной школы, представленной в произведении А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Д. В. Григоровича. С мая по октябрь 1847 Белинский Виссарион Григорьевич лечился за границей. Его сопровождали И. С. Тургенев и П. В. Анненков. В июле 1847 в Зальцбрунне Белинский Виссарион Григорьевич написал «Письмо к Гоголю» по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1846), в котором, не стесняемый цензурой, сформулировал своё «политическое завещание» и призвал великого писателя вернуться на прежний путь реализма и сатиры. Революция 1848 во Франции усилила цензурно-полицейский террор в России. Белинский Виссарион Григорьевич вызывали в Третье отделение; только смерть спасла его от ареста и заключения в крепость.

  Белинский Виссарион Григорьевич был первым русским революционным демократом, который ещё при крепостном праве был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 94). В «Письме к Гоголю» Белинский Виссарион Григорьевич требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной законности в стране. Белинский Виссарион Григорьевич был противником славянофильской идеализации русской патриархальности, но выступал и против некритического отношения некоторых либералов-западников к европейским буржуазным порядкам. Он знал, что капитализм — новое рабство для народа, но России не миновать буржуазного пути развития. Человечество, однако, не остановится и на буржуазном этапе, на смену ему придёт социализм. При этом Белинский Виссарион Григорьевич в популярных тогда системах утопического социализма (Сен-Симон, Фурье) ценил только критическое начало.

  Белинский Виссарион Григорьевич сделал литературную критику выражением целостного философского миросозерцания. Глубоко постигнув диалектику Гегеля, Белинский Виссарион Григорьевич разработал объективные, исторические критерии искусства, порвав с вкусовой «романтической» критикой. Он развил диалектическую «идею отрицания», как второе важнейшее звено в познании жизни, после её «приятия» как непреложного факта. К середине 40-х гг. Белинский Виссарион Григорьевич стал материалистически решать многие вопросы философии. Он оспаривал позитивизм О. Конта (в изложении Литтре) и указывал, что духовную деятельность человека нужно отличать от его физической деятельности, но не отделять, как нечто независимое от неё (письмо к Боткину от 17 февраля 1847). Белинский Виссарион Григорьевич знал о философии Л. Фейербаха, но материализм не приобрёл у него конкретной формы «антропологического» материализма.

  Философские взгляды Белинский Виссарион Григорьевич были методологической основой для разработки его эстетики. Он стал основоположником русской реалистической эстетики и литературной критики.

  Белинский Виссарион Григорьевич определял искусство как «мышление в образах». Искусство тождественно с наукой по содержанию, отличаясь от неё по форме. Оно не терпит отвлечённых представлений, а типизирует действительность в конкретно-чувственных образах. Но создания поэта — не копии с действительности, а как бы второй, повторённый мир, как возможность, получившая своё осуществление; художник воспроизводит её с сознанием цели, «заражает» определёнными идеями, пониманием жизненных противоречий. Из всех форм искусства высшая — это поэзия, искусство слова: здесь «форма» адекватна мысли. Роды поэзии — эпос, лирику, драму — Белинский Виссарион Григорьевич рассматривал как различные стороны познания, с точки зрения «взаимных отношений сознающего духа — субъекта к предмету сознания — объекту». Из всех жанров Белинский Виссарион Григорьевич выделял роман и повесть как «эпос новейшего мира», наиболее ёмкие формы изображения сложной современности. Долгое время Белинский Виссарион Григорьевич, вслед за Ф. Шеллингом, утверждал, что творчество «бессознательно». Ему было важно подчеркнуть вечность, устойчивость искусства, независимость от конъюнктурных моментов, заказов политики «официальной народности». Философская эволюция Белинский Виссарион Григорьевич от идеализма в духе Шеллинга, а затем Гегеля к материализму Фейербаха сказалась и в его эстетических воззрениях. От отвлечённого понимания искусства как мышления в образах он пришёл к пониманию искусства как образного воспроизведения жизни. Белинский Виссарион Григорьевич отказался от тезиса о «бессознательности» творчества. Он подчёркивал как положительный факт, что молодые писатели натуральной школы отличаются от своего учителя Гоголя тем, что творят «сознательнее» его, вооружены передовыми теориями (см. письмо К. Д. Кавелину от 7 декабря 1847).

  Вначале Белинский Виссарион Григорьевич употреблял нерасчленённо понятия национальность и народность, сводя их сущность к верности передачи быта, нравов, жизненного колорита. Но с середины 40-х гг. Белинский Виссарион Григорьевич начал расчленять эти понятия, всё более придавая понятию народности демократическое содержание. Народность заключалась для Белинский Виссарион Григорьевич уже не только в правде жизни, но и в критике крепостничества. Связывая начало русской литературы с реформами Петра I, Белинский Виссарион Григорьевич ошибочно утверждал, что она была «пересадным» растением. Но дальнейший её путь к реализму Белинский Виссарион Григорьевич рассматривал исторически и сделал много глубоких обобщений. С самого своего начала русская литература 18 в. потекла двумя руслами: от Ломоносова — отображая общегосударственные, патриотические мотивы, идеальные стремления общества, и от Кантемира — всё смелее, сатирически разоблачая крепостнический строй. В произведениях Пушкина обе линии слились, придав его творчеству универсальный характер.

  Белинский Виссарион Григорьевич рассматривал Пушкина как первого национального поэта России. Мастерски сочетая анализ исторический и эстетический, Белинский Виссарион Григорьевич показал величие Пушкина как «поэта действительности». Однако он недооценил прозу Пушкина. Белинский Виссарион Григорьевич разъяснял глубоко русский, бунтарский характер поэзии Лермонтова, гуманизм и народность поэта. В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» Гоголя Белинский Виссарион Григорьевич ценил страстную, осуждающую российские порядки «субъективность» писателя, яркий типизм его героев. Обладая отличным художественным вкусом, Белинский Виссарион Григорьевич сумел определить по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского, в чём заключалось неповторимое своеобразие их таланта.

  Белинский Виссарион Григорьевич считал, что критика — это «движущаяся эстетика». Требуя от литературной критики конкретно-исторического подхода к явлениям искусства, Белинский Виссарион Григорьевич считал, что она должна откликаться на все живые вопросы современности. Белинский Виссарион Григорьевич был «центральной натурой» идейной и политической борьбы 30—40-х гг. 19 в. в России. Он сочетал философское мышление и литературно-критический талант и пафос революционного публициста. Своё творчество Белинский Виссарион Григорьевич подчинял задачам борьбы против крепостничества, за развитие общественного сознания и русской реалистической литературы. Традиции его критики продолжены Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым.

 

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—13, М.—Л., 1953—59; Полн. собр. соч., т. 1—11, под ред. С. А. Венгерова. СПБ, 1900—17, Т.12-13, под ред. В. С. Спиридонова, М.—Л., 1926—48; Собр. соч., т. 1—3, М., 1948; Избр. пед. соч., М.— Л., 1948.

 

  Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1957; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М.—Л., 1947; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, М., 1958; Пыпин А. Н., Белинский, его жизнь и переписка, 2 изд., СПБ, 1908; Литературное наследство, т. 55—57, М., 1948—51; Белинский—историк и теоретик литературы, сб. ст., М.—Л., 1949; Медынский Е. Н., Педагогические идеи В. Г. Белинского, М., 1948; Мордовченко Н., Белинский и русская литература его времени, М.—Л., 1950; Бурсов Белинский Виссарион Григорьевич, Вопросы реализма в эстетике революционных демократов, М., 1953; Мезенцев П., Белинский. Проблемы идейного развития и творческого наследия, М., 1957; Кулешов В. И., «Отечественные записки» и литература 40-х гг. XIX в., М., 1959; Оксман Ю. Г., Письмо Белинского к Гоголю как историч. документ, в его кн.: От «Капитанской дочки» к «Запискам охотника», Саратов, 1959; его же, Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского, М., 1958; Лаврецкий А., Эстетика Белинского, М., 1959; Поляков М., Виссарион Белинский. Личность — идеи — эпоха, М., 1960; Гуляев Н. А., В. Г. Белинский и зарубежная эстетика его времени, [Каз.], 1961; Белинский в воспоминаниях современников, [М.], 1962; Белинский и современность, М., 1964; Нечаева В. С., В. Г. Белинский. Начало жизненного пути. 1811-1830, М., 1949; её же, В. Г. Белинский. Учение в университете и работа в «Телескопе» и «Молве». 1829—1836, М., 1954; её же, В. Г. Белинский. Жизнь и творчество, 1836—1841, М., 1961; её же, В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842—1848, [М.], 1967.

В. Г. Белинский. Белинский Виссарион Григорьевич.

В. Г. Белинский.

Дом в Чембаре, где провёл детство В. Г. Белинский (ныне Дом-музей). Белинский Виссарион Григорьевич.

Дом в Чембаре, где провёл детство В. Г. Белинский (ныне Дом-музей).

  В. И. Кулешов.

Так же Вы можете узнать о...


ЧК, см. Всероссийская чрезвычайная комиссия.
Южно-Енисейский, посёлок городского типа в Мотыгинском районе Красноярского края РСФСР.
Антимеры (от анти... и греч. мeros — часть, доля), одинаковые или сходные по строению отделы тела животного, на которые оно может быть разделено плоскостями симметрии.
Берзин Ян Антонович Берзин (Берзинь; партийные псевдонимы: Зиемелис, Павел Васильевич, Павловский, Винтер и др.
Вейсман Август Вейсман (Weismann) Август (17.1.1834, Франкфурт-на-Майне, — 5.
Гатовский Лев Маркович [р. 13(26).7.1903, Минск], советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1960).
Давыдов Борис Владимирович (1884— 30.9.1925, Ленинград), русский гидрограф-геодезист.
Ёж-рыба (Diodon hystryx), рыба семейства двузубых отряда сростночелюстных.
Искусственный лёд, лёд, получаемый при помощи холодильных установок; см.
Кларк Франк Уиглсуорт Кларк (Clarke) Франк Уиглсуорт (19.3.1847, Бостон, — 23.
Крушинский Леонид Викторович [р. 3(16).6.1911, Москва], советский биолог, член-корреспондент АН СССР (1974).
Луцич Иван Луцич (Lucić или Lučić; лат.