Биологическое образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БИА
БИБ
БИВ
БИГ
БИД
БИЕ
БИЖ
БИЗ
БИИ
БИЙ
БИК
БИЛ
БИМ
БИН
БИО
БИП
БИР
БИС
БИТ
БИУ
БИФ
БИХ
БИЦ
БИЧ
БИШ
БИЭ
БИЮ
БИЯ

Биологическое образование, система подготовки биологов для научно-исследовательских учреждений и преподавателей биологических дисциплин. Знание биологии предусматривается при подготовке специалистов с медицинским, с.-х., педагогическим и другим естественнонаучным специальным образованием. Как обязательный учебный предмет биология изучается в общеобразовательной школе. Биологическое образование имеет мировоззренческое значение, способствует формированию материалистических представлений о живой природе и борьбе с религиозными предрассудками. В СССР подготовка специалистов с высшим Биологическое образование осуществляется на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов и на факультетах естествознания, биолого-химических, биолого-географических отделениях педагогических институтов, в медицинских, с.-х., зооветеринарных, рыбных и некоторых других вузах.

  В России преподавание биологии началось в середине 18 в. на медицинском факультете Московского университета, а затем в начале 19 в. на медицинских факультетах университетов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове. С 40-х гг. биологические дисциплины были включены в учебные планы с.-х. институтов, которые стали создаваться в это время.

  В течение 19 в. в Московском, Петербургском и других университетах возникли крупные научные биологические школы и направления, некоторые из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Биологическое образование как самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923—27 во многих университетах открылись самостоятельные биологические факультеты или отделения, расширилась сеть педагогических институтов, имеющих биологические отделения. За годы Советской власти создана государственная система подготовки специалистов с высшим общебиологическим (университетским и педагогическим) и специальным биологическим (медицинским и с.-х.) образованием.

  Биологические и биолого-почвенные факультеты университетов (в некоторых университетах — химико-биологические, биолого-географические, естественных наук факультеты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным отраслям биологической науки (ботаника, зоология, физиология растений, микробиология, цитология, биофизика, биохимия, вирусология, генетика и др.), а также специалистов в области смежных наук (цитохимии, биохимической генетики, экологической физиологии, бионики и т.п.), почвоведов и агрохимиков. Биологическое образование складывается из изучения общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС, научный коммунизм, политэкономия, философия и т.д.) и биологических дисциплин. Биологические дисциплины делятся на общие (изучаемые всеми студентами) и специальные (по свободному выбору для углублённой подготовки в определённой отрасли биологии) курсы. Общими являются: ботаника, зоология, микробиология, биохимия, цитология, гистология и эмбриология, физиология растений, физиология животных и человека, генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов по общим биологическим дисциплинам, существует специализация в таких отраслях биологической науки, как экология животных и растений, ботаническая география, генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология, витаминология, протистология и т.д. Кроме того, в университетах готовятся почвоведы и агрохимики, которые также получают глубокие знания в области биологии. Срок обучения на биологических факультетах университетов от 5 до 6 лет (в зависимости от формы обучения — дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологические факультеты (специальности) имелись в 42 университетах (свыше 40 тыс. студентов; ежегодный выпуск — свыше 5 тыс. чел.).

  В педагогических институтах Биологическое образование, как правило, является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям: учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. производства, географии и биологии. Студенты педагогических институтов изучают общенаучные и биологические дисциплины, спецкурсы по выбору, а также предметы педагогического цикла, в том числе методику преподавания биологии. В программу подготовки учителей биологии и основ сельского хозяйства, кроме того, включен широкий круг агрономических дисциплин (см. Педагогическое образование). Срок обучения в педагогических институтах 4—5 лет (в зависимости от формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили 125 педагогических институтов (свыше 104 тыс. студентов, в том числе 57 тыс. с двумя специальностями); ежегодный выпуск — около 15 тыс., в том числе 9,3 тыс. с двумя специальностями.

  Вспомогательное Биологическое образование получают выпускники медицинских и с.-х. вузов. В учебных планах медицинских вузов имеются обязательные курсы биологии и паразитологии, биохимии, микробиологии, нормальной анатомии, гистологии с цитологией и эмбриологией и др., в планах с.-х. вузов — общие и специальные курсы по биологии, зоологии, микробиологии, анатомии и физиологии с.-х. животных, физиологии растений, ботанике с геоботаникой, биохимии и др. (см. Медицинское образование, Сельскохозяйственное образование).

В связи с бурным развитием биологической науки и всё возрастающими потребностями народного хозяйства в специалистах с Биологическое образование существенно увеличился выпуск биологов, специализирующихся в таких областях науки, как биохимия, биофизика, генетика, вирусология, радиобиология, молекулярная биология и др. Создаются отделения и кафедры биофизики и биохимии на биологических, физико-математических и химических факультетах университетов и других вузов. В Новосибирском университете имеется медико-биологическое отделение, которое выпускает теоретических работников в области медицины, 2-й Московский медицинский институт готовит врачей биофизиков и биохимиков. Подготовка специалистов биологов для научной и педагогической работы осуществляется в аспирантуре, в том числе и во многих научно-исследовательских институтах. Через систему аспирантуры в область биологии приходят специалисты и с физическим, химическим и математическим образованием. Решающее значение для совершенствования системы Биологическое образование имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению её связи с практикой» (1963), в котором предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию биологического, медицинского и с.-х. образования.

  Широкое развитие Биологическое образование получило и за рубежом. Среди крупнейших центров Биологическое образование — Калифорнийский (США), Оксфордский (Великобритания), Парижский, Варшавский, Карлов (ЧССР), Берлинский (ГДР) университеты.

  Ж. А. Медведев.

Так же Вы можете узнать о...


Пападат-Бенджеску Гортензия Пападат-Бенджеску (Papadat-Bengescu) Гортензия (8.
Фердинанд (Ferdinand). В «Священной Римской империи» и австрийской.
Внутренние воды (в международном праве), внутренние водные пути (реки, каналы, озёра, водохранилища, находящиеся на территории данного государства) и моря, ограниченные со всех сторон сушей, составляющей территорию только одного государства (например, Аральское море в СССР).
Куникида Доппо (псевдоним; настоящее имя Тэцуо) (15.
Реликтовые почвы, почвы, в строении и свойствах которых имеются черты, возникшие в условиях почвообразования, отличных от современных.
Эйхвальд Эдуард Иванович (Карл Эдуард) [4(15).
Детские болезни, группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма.
Михин Николай Андрианович [4(16).7.1872, Чаусы, ныне Могилёвской обл.
Статистика национального дохода, отрасль экономической статистики, изучающая производство, распределение и использование национального дохода.
Баба Тахер Орьян (около 1000 — после 1055), иранский поэт-мистик.
Калинино (пос. гор. типа в Краснодарском крае) Калинино, посёлок городского типа в Краснодарском крае РСФСР, в 2 км от г.
Парагнейс, метаморфическая горная порода, образовавшаяся в земной коре в результате изменения осадочных пород (песчаников и глинистых сланцев) при их перекристаллизации в глубинных зонах земной коры в амфиболитовой фации метаморфизма (см.
Ферро (остров) Ферро, Иерро (Ferro, Hierro), остров в Атлантическом океане, в группе Канарских островов.
Водобоязнь (устаревшее), инфекционное заболевание; то же, что бешенство.
Курай (сорное растение) Курай, название нескольких сорных растений, обитающих в лесостепи, полупустынях и пустынях.
Ренника ледник

(Rennick Glacier), выводной ледник на северном побережье Земли Виктория (Восточная Антарктида).
Экзогаструляция, экспериментально вызванное у зародышей животных нарушение процесса гаструляции путём удаления яйцевых оболочек, изменения реакции среды и др.
Деште-Кевир, пустыня в Иране, на С. Иранского нагорья.
Мнемоника (греч. mnēmonika — искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.