Научный коммунизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Научный коммунизм, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин Научный коммунизм (научный социализм) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.

  Научный коммунизм органически связан с другими составными частями марксизма-ленинизма — марксистской философией и политической экономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф. Энгельс, было обусловлено прежде всего двумя великими открытиями — материалистическим пониманием истории и созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ существования и общих тенденций развития человеческого общества, которое даёт исторический материализм, анализ экономических отношений и в особенности экономической основы противоречий капитализма и неизбежности социалистической революции, осуществляемый политической экономией, послужили теоретической базой возникновения Научный коммунизм в 40-х гг. 19 в.

  Научный коммунизм был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом и развит в новых исторических условиях В. И. Лениным, его учениками и последователями.

  Общие контуры коммунизма были очерчены К. Марксом ещё в 1843—44. В «Немецкой идеологии» (1845) К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули важное положение о том, что «коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Соч., 2 изд., т. 3, с. 34).

  Первым программным произведением Научный коммунизм явился «Манифест Коммунистической партии» (1848). В нём К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что капиталистический строй таит в себе непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только социалистической революцией, уничтожающей господство буржуазии и устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, которая призвана ликвидировать капитализм и утвердить социалистический строй, выступает рабочий класс, союзниками которого являются другие слои трудящихся. Великой заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было обоснование необходимости для пролетариата создания самостоятельной политической партии.

  Дальнейшее творческое развитие Научный коммунизм получил в результате обобщения К. Марксом и Ф. Энгельсом опыта Революции 1848—49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода немарксистскими течениями, как справа, так и слева («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.», «Гражданская война во Франции», «Капитал», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали учение о диктатуре пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от капитализма к социализму, конкретизировали понятие коммунистической формации, которая в своём развитии проходит две фазы — социализма и коммунизма, — и дали их общую характеристику,

  С именем В. И. Ленина связан новый этап в развитии теории Научный коммунизм Он творчески обогатил теорию социалистической революции и строительства социалистического и коммунистического общества, вооружил российское и всё международное революционное движение научно обоснованной стратегией и тактикой, возглавил борьбу за претворение в жизнь идеалов Научный коммунизм В. И. Ленин показал, что капитализм вступил в империалистическую стадию развития, которая есть канун социалистической революции; сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал необходимость руководства рабочим классом борьбой трудящихся масс в новую историческую эпоху не только в социалистической революции, но и вообще во всякой народной революции, а также в условиях социалистического и коммунистического строительства. Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролетарского государства, воплотившегося в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего класса, раскрыл соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь национально-колониального вопроса с социалистической революцией. Ленин обогатил теорию строительства нового общества учением о социалистической индустриализации, кооперировании крестьянских хозяйств, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма. Ленин выдвинул идею развитого социалистического общества. Ленинский этап в развитии Научный коммунизм продолжается в теоретической деятельности КПСС и др. коммунистических и рабочих партий,

  Важнейшим историческим событием на пути развития и воплощения теории Научный коммунизм в жизнь явилась победа Великой Октябрьской социалистической революции в России, а затем победа социалистических революций в ряде др. стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистической формации Научный коммунизм стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил новый объект для теоретического исследования. КПСС вместе с др. коммунистическими партиями разработала важные новые теоретические проблемы Научный коммунизм: дана марксистско-ленинская характеристика современной эпохи; конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии форм перехода различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль народной демократии как новой конкретно-исторической формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство в условиях победившего и упрочившегося социализма; дана характеристика развитого социализма как этапа социалистического общества, получили дальнейшее обоснование закономерности перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистических общественных отношений и воспитания нового человека; раскрыты особенности развития мировой социалистической системы и её закономерности; показаны формы её влияния на мировой революционный процесс; получил дальнейшее творческое развитие ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем; сделан вывод о возможности предотвращения агрессивных империалистических войн в современную эпоху и др.

  Предмет Научный коммунизм Хотя процесс возникновения, становления и развития коммунистического общества изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения — марксистской философией, политической экономией и Научный коммунизм, каждая из них имеет собственный объект исследования и решает эту общую задачу специфическими методами.

  Если диалектический и исторический материализм раскрывает философские основы и принципы преобразования общества на коммунистических началах, а политическая экономия анализирует экономические процессы, которые ведут к коммунизму и характерны для него, то Научный коммунизм призван дать цельную картину социалистического и коммунистического общества, показать движение к коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное изменение производительных сил, экономического базиса, социальной структуры и идеологии общества, указать пути борьбы за новый общественный строй. Научный коммунизм даёт социально-политическое обоснование гибели капитализма и торжества коммунизма. Философский материализм и марксистская политэкономия находят своё последовательное и логическое продолжение и завершение в Научный коммунизм В свою очередь, Научный коммунизм не может быть эффективным без философской и экономической основы. В круг проблем Н. к. входят: обоснование исторической неизбежности гибели капитализма и торжества коммунизма, анализ исторических предпосылок и условий революционного преобразования капитализма в социализм; выяснение всемирно-исторической роли рабочего класса и руководимых им масс трудящихся в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата и социалистической революции, а также др. революционных и освободительных движений; анализ закономерностей и путей построения социализма и коммунизма; выяснение основных закономерностей и черт переходного периода от капитализма к социализму, социалистических и коммунистических фаз развития общества; выяснение основных принципов стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных исторических этапах; изучение научной организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма, Научный коммунизм раскрывает также пути использования объективных законов в борьбе за коммунизм, что становится особенно важным в условиях сознательной организации всей общественной жизни, исследует конкретную роль и значение субъективного фактора в осуществлении революционного преобразования капиталистического общества, в созидании нового общественного строя,

  Особенность Научный коммунизм состоит в том, что он изучает развитие коммунистической формации в целом под углом зрения её наиболее общих специфических законов возникновения, становления и развития.

  Законы и категории Научный коммунизм Особенность законов коммунистической формации состоит в том, что они носят всеобщий характер, так как проявляются в той или иной форме во всех сферах социальной жизни и во всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут действовать как на всём протяжении развития коммунистической формации, так и на определённых её этапах, выступая в своеобразных формах.

  В условиях социалистической революции и строительства социализма действуют такие закономерности, как союз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура пролетариата, преобразование экономических и социальных отношений на основах социализма, культурная революция, установление равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский интернационализм, защита завоеваний социализма от внешних и внутренних врагов.

  В условиях победившего социализма и развитого социалистического общества продолжает действовать ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в новых исторических условиях. Вместе с тем прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением породивших их условий. Складываются также новые закономерности, например с возникновением мировой системы социализма.

Научный коммунизм изучает общие закономерности возникновения коммунистической формации, закономерности современного мирового революционного процесса, которые включают в себя объективную необходимость социалистической революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутренними силами в каждой отдельной стране при наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового революционного процесса; союз международного рабочего класса с крестьянством и др. слоями трудящихся отдельных стран, а также с национально-освободительным движением; расширение социальной базы мирового освободительного движения в отдельных странах и в международном масштабе; неравномерность развития мирового революционного процесса и разновременность победы социалистической революции в различных странах; мирное сосуществование различных общественных систем как своеобразную форму классовой борьбы.

  К наиболее общим специфическим законам коммунистической формации можно отнести сознательный характер преобразования социальных процессов и научный характер управления ими при руководящей роли рабочего класса и марксистско-ленинской партии; утверждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных процессов, всех сторон общественной жизни, которые приходят на смену капиталистической анархии и конкуренции, противоположности города и деревни, умственного и физического труда, классовому неравенству; формирование подлинной коллективности. Взаимопомощь и сотрудничество свободных от эксплуатации людей на основе общественной собственности; закон складывания социальной однородности при одновременном всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности и инициативы масс; закон социальной эволюции, происходящей без политических революций, и др.

  В отличие от категорий и законов диалектического и исторического материализма, особенность категорий и законов Научный коммунизм состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и развитием одной — коммунистической — формации. При этом в отличие от др. наук, изучающих коммунистическое общество, категории Научный коммунизм отражают общие процессы развития коммунистической формации, а также конкретные формы их проявления. Тем самым законы и категории Научный коммунизм выполняют по отношению к конкретным наукам о социализме и коммунизме методологическую функцию. Наиболее общей категорией Научный коммунизм является коммунистическая формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода от капитализма к коммунизму, социалистическая революция, диктатура пролетариата, переходный период от капитализма к социализму, социализм и коммунизм.

  Научный коммунизм, как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернациональный характер. Он является результатом обобщения не только опыта революционного движения в той или иной отдельной стране, но и опыта мирового рабочего и коммунистического движения в целом, раскрывает общие закономерности и специфику строительства социализма и коммунизма во всех странах, совершающих переход к коммунизму.

  На различных ступенях развития общества в зависимости от конкретно-исторической обстановки те или иные стороны, проблемы Научный коммунизм выдвигаются на первый план. В странах, осуществляющих социалистические преобразования, главным объектом изучения выступают проблемы переходного периода от капитализма к социализму; там, где социалистическая революция ещё не совершилась, в центре Научный коммунизм стоят проблемы борьбы за установление политической власти рабочего класса в союзе со всеми трудящимися.

  Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна должна иметь свой Научный коммунизм Нет и не может быть разновидностей Научный коммунизм по географическим, национальным и др. признакам, как не может быть национальных наук — математики, физики, химии и т.д. Учёт специфических особенностей развития отдельных стран входит в само содержание единой теории Научный коммунизм Лишь сочетание интернациональных и национальных задач трудящихся в борьбе за торжество социализма и коммунизма — непременное условие успеха международного революционного движения.

В современных исторических условиях необходимость творческого развития науки о коммунизме выдвигается на одно из первых мест, ибо Научный коммунизм призван теоретически обобщить новые явления, дать практическиерекомендации в осуществлении задач коммунистического строительства, вести идеологическую борьбу против буржуазных и ревизионистских теорий.

  В решениях съездов КПСС и др. братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Научный коммунизм в современных условиях. В Постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению ихроли в коммунистическом строительстве» (1967) говорится о задачах Научный коммунизм: «... разработка ленинской теории социалистической революции применительно к современной эпохе; выявление закономерностей развития мирового революционного процесса, анализ классовой борьбы международного пролетариата и проблем национально-освободительного движения,борьбы против империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистического движения в современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие антагонистических противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное изучение социально-политических проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных результатов научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда, быта и культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных отношений; разработка методов научного управления социальными процессами; анализ содержания и форм работы по коммунистическому воспитанию, путей преодоления частнособственнических, религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследование процессов и проблем совершенствования государственного строя и социалистической демократии, воспитания патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в других странах» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50).

  На современном этапе важнейшее значение имеет всесторонний анализ развитого социалистического общества, его критериев и исторического места в развитии коммунистической формации, закономерностей, лежащих в основе перерастания социализма в коммунизм, выявления движущих сил этого процесса, реальных противоречий и трудностей строительства нового общества, Значительную актуальность приобретает проблема укрепления руководящей роли рабочего класса и коммунистической партии в условиях развитого социалистического общества, раскрытие сущности новой исторической общности — советского народа. Важным аспектом Научный коммунизм является изучение закономерностей становления и развития духовной культуры социалистического общества и путей формирования нового человека. Исключительное значение приобретает научная разработка проблем управления социальными процессами, путей соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. С 1963 Научный коммунизм как учебная дисциплина преподаётся в вузах СССР.

  А. М. Ковалев.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Сиэтл (Seattle), город на З. США. на берегу залива Пьюджет-Саунд, в штате Вашингтон.
«Стандард ойл компани (Нью-Джёрси)» [Standard Oil Company (New Jersey)], США, с 1 января 1973 называется «Эксон корпорейшен» (Exxon Corporation), см.
Тартас, река в Новосибирской области РСФСР, правый приток р.
Триоксазин, седоксазин, триметозинум, лекарственное средство из группы транквилизаторов.
Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан Фараби, аль- (870, Фараб, – 950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма.
Характрон [от греч. charakter — изображение, начертание и (электрон, электроннолучевой прибор, используемый в устройствах отображения информации, для воспроизведения букв, цифр, топографических знаков и др.
Частотомер, прибор для измерения частоты периодических процессов (колебаний).
Штырбул Кирилл Антонович Штырбул (Штирбул, Штирбу) Кирилл Антонович [р.
Юрбаркас, город, центр Юрбаркского района Литовской ССР.
Алёна (гг. рождения и смерти неизвестны), атаман крестьянского отряда во время Крестьянской войны под предводительством Степана Разина; ранее была монахиней («старицей»), по происхождению крестьянка Выездной слободы г.
Аскомицеты (Ascomycetes) (от греч. askos — мешок, сумка и mykes — гриб), один из крупных классов высших грибов, половое размножение которых происходит посредством спор, развивающихся в сумке (аске); то же, что сумчатые грибы.
Белопольский Аристарх Аполлонович [1(13).7.1854, Москва, — 16.