Брунеллески Филиппо

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БРА
БРД
БРЕ
БРЁ
БРИ
БРН
БРО
БРУ
БРЫ
БРЭ
БРЮ
БРЯ

Брунеллески, Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) Филиппо (1377, Флоренция, — 15.4.1446, там же), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Сын нотариуса. Учился и работал во Флоренции, около 1402—09 изучал в Риме античную архитектуру. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески Филиппо выполнил бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Около 1409 Брунеллески Филиппо создал деревянное «распятие» в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Брунеллески Филиппо работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Брунеллески Филиппо в 1420—36 над хором флорентийского собора, — первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421—44) Брунеллески Филиппо вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо Брунеллески Филиппо впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Брунеллески Филиппо удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422—46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420—42) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434). Брунеллески Филиппо приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Брунеллески Филиппо много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе). Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески Филиппо, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески Филиппо на последующее развитие архитектуры Возрождения.

<a target=<a target=Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллески Филиппо." alt="Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции." Брунеллески Филиппо." alt="Ф. Брунеллески. «Принесение в жертву Исаака». Бронза. 1401. Национальный музей Флоренция."

Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллески Филиппо.

Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1429. Брунеллески Филиппо.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1429.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер. Брунеллески Филиппо.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер.

Ф. Брунеллески. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. 1421—44. Брунеллески Филиппо.

Ф. Брунеллески. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. 1421—44.

Ф. Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. Интерьер. Брунеллески Филиппо.

Ф. Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. Интерьер.

Ф. Брунеллески. Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Окончена в 1428. Интерьер. Брунеллески Филиппо.

Ф. Брунеллески. Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Окончена в 1428. Интерьер.

Ф. Брунеллески. «Принесение в жертву Исаака». Бронза. 1401. Национальный музей Флоренция.

  Лит.: Филиппо Брунеллески, М., 1935; Геймюллер Г., Филиппо ди Сер Брунеллеско, пер. с нем., М., 1936; Brunelleschi, а cura di G. С. Argan, [Mil.], 1955; Sanpaolesi P., Brunelleschi, Mil., 1963.

Так же Вы можете узнать о...


Валериановые (Valerianaceae), семейство двудольных растений.
Палетка

(от франц.
Бехтерева микстура, лекарственный препарат, оказывающий успокаивающее действие на центральную нервную систему.
Общество, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Аэрорадионивелирование, способ определения при аэрофотосъёмке высот точек местности, основанный на измерении времени прохождения радиоволн от самолёта до земной поверхности и обратно.
Науменко Николай Федорович [4(17).10.1901, станица Терская, ныне Моздокского района Северо-Осетинской АССР, — 7.
Анархо-синдикализм, течение в рабочем движении, находящееся под идеологическим и политическим влиянием анархизма.
Модификация (позднелат. modificatio — изменение, от лат.
Авадалла Бабикер (р. 2.3.1917, Гетейна), политический и общественный деятель Судана.
Матросов Александр Матвеевич (1924, Днепропетровск, — 23.
Электромузыкальные инструменты, музыкальные инструменты, в которых создаются управляемые исполнителем электрические колебания, возбуждающие громкоговоритель.
Лотси Ян Паулус Лотси (Lotsy) Ян Паулус (1867, Дордрехт, — 1931, Ворбург), голландский ботаник.
Шампиньи-сюр-Марн (Champigny-sur-Marne), город во Франции, в департаменте Валь-де-Марн, на р.
Лакокрасочная промышленность, см. в ст. Химическая промышленность.
Хумаюн (6.3.1508, Кабул, — 27.1.1556, Дели), правитель Могольской Индии.
Коцюбинский Михаил Михайлович [5(17).9.1864, Винница, — 12(25).
Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte – громко и piano – тихо), струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
Кожва (пос. гор. типа в Коми АССР) Кожва, посёлок городского типа в Коми АССР. Расположен на левом берегу Печоры.
Умбозеро, озеро на Кольском полуострове, в Мурманской области РСФСР.