Вазопись

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Вазопись античная, роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (см. Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион. Вазопись.

Амфора «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион. Вазопись.

Пифос «дворцового стиля» из Кноса. Около 1450 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

Ваза «камарес». Около 1800 до н. э. Археологический музей. Ираклион. Вазопись.

Ваза «камарес». Около 1800 до н. э. Археологический музей. Ираклион.

  Особого совершенства достигает Вазопись в древнегреческом искусстве; Вазопись даёт некоторое представление о почти не сохранившейся до настоящего времени древнегреческой живописи. Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греческой Вазопись отмечается такая последовательность: субмикенская Вазопись, опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина 11 в. до н. э.; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрический стиль (2-я половина 11 — 10 вв. до н. э.); геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной Вазопись (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная Вазопись «строгого стиля» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в Вазопись «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для Вазопись конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, Вазопись процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой Вазопись находилась Вазопись этрусков. В 3—2 вв. до н. э. для греческой Вазопись характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика.

Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж. Вазопись.

Дурис. «Эос с телом Мемнона». Роспись килика. 1-я треть 5 в. до н. э. Лувр. Париж.

Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Британский музей. Лондон. Вазопись.

Эксекий. «Мемнон с негром». Фрагмент росписи амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Британский музей. Лондон.

Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен. Вазопись.

Эксекий. «Аякс с телом Ахилла». Роспись амфоры. 3-я четв. 6 в. до н. э. Музей античного малого искусства. Мюнхен.

 

Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Вазопись.

Евфроний (?). «Пелика с ласточкой». Конец 6 — нач. 5 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

  Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский Вазопись Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl Е., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1—3, Münch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Münch., 1940; Beaz1ey J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, Oxf., 1956; Himmelmann-Wildschütz N., Erzähiung und Figur in der archaischen Kunst, Mainz — Wiesbaden, 1967.

Так же Вы можете узнать о...


Бофорта котловина, понижение дна Северного Ледовитого океана в море Бофорта, у берегов Канады.
Исикава Тацудзо (р. 2.7.1905, префектура Акита, о.
Мюзик-холл (англ. music-hall — концертный зал), вид эстрадного театра.
Синантроп (от позднелатинского Sina — Китай и греч.
Эддингтон Артур Стэнли Эддингтон (Eddington) Артур Стэнли (28.12.1882, Кендал, Уэстморленд, — 22.
Гектар, единица площади в метрической системе мер, применяемая для измерений земельных участков.
Корнет (муз. инструмент) Корнет (франц. cornet, от лат. cornu — рог), духовой музыкальный инструмент.
Педагогическое образование, система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т.
Тильзит (Tilsit), прежнее (до 1946) название г.
Аренигский ярус [название по горе Арениг (Arenig) в Уэльсе], второй снизу ярус ордовикской системы.
Домэй, сокращённое наименование Дзэнниппон родо содомэй — Всеяпонской конфедерации труда.
Максакова Мария Петровна [родилась 26.3(8.4).
Рационализация грузовых перевозок в СССР, система мер, направленных на устранение встречных, излишне дальних, повторных перевозок продукции, вызывающих непроизводительные народно-хозяйственные затраты.