Орнамент

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОРА
ОРБ
ОРВ
ОРГ
ОРД
ОРЕ
ОРЁ
ОРЖ
ОРИ
ОРК
ОРЛ
ОРМ
ОРН
ОРО
ОРП
ОРС
ОРТ
ОРУ
ОРФ
ОРХ
ОРШ
ОРЬ

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, Орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Фриз тронной комнаты Палаццо Реале в Неаполе. Стукко. Начало 19 в. Фрагмент. Орнамент.

Фриз тронной комнаты Палаццо Реале в Неаполе. Стукко. Начало 19 в. Фрагмент.

  Относительно происхождения Орнамент нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего Орнамент, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания. В Орнамент, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии Орнамент имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Фрагмент глиняного сосуда (лесная полоса Европейской части СССР). Эпоха неолита. Орнамент.

Фрагмент глиняного сосуда (лесная полоса Европейской части СССР). Эпоха неолита.

  Возникновение Орнамент относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита Орнамент достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, Орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему Орнамент; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране. Особенного развития достигает Орнамент там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы Орнамент, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Бека Опизари (Грузия). Оклад иконы «Спас из Анчисхати» (чеканка по металлу; фрагмент). 1184—93. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Орнамент.

Бека Опизари (Грузия). Оклад иконы «Спас из Анчисхати» (чеканка по металлу; фрагмент). 1184—93. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

  К числу определяющих формальных особенностей Орнамент относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей Орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать Орнамент Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, Орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

Глиняная кружка из Кара-Тепе. Конец 4-го — 1-я половина 3-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Орнамент.

Глиняная кружка из Кара-Тепе. Конец 4-го — 1-я половина 3-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

  По мотивам, используемым в Орнамент, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т.п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т.д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов Орнамент используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род Орнамент представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

Покрывало из Лагартеры (пров. Толедо, Испания). Фрагмент. Орнамент.

Покрывало из Лагартеры (пров. Толедо, Испания). Фрагмент.

 

База колонны из Тель-Тайната (Сирия). Базальт. 8 в. до н. э. Восточный институт университета в Чикаго. Орнамент.

База колонны из Тель-Тайната (Сирия). Базальт. 8 в. до н. э. Восточный институт университета в Чикаго.

  Лит.: Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99; Meyer P., Das Ornament in Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.

Керамический сосуд в стиле «камарес» из дворца в Фесте (Крит). 19—18 вв. до н. э. Археологический музей. Ираклион. Орнамент.

Керамический сосуд в стиле «камарес» из дворца в Фесте (Крит). 19—18 вв. до н. э. Археологический музей. Ираклион.

  Г. А. Недошивин.

Фигурка птицы из стоянки Мезино (близ Новгорода-Северского). Бивень мамонта. Поздний палеолит. Копия. Орнамент.

Фигурка птицы из стоянки Мезино (близ Новгорода-Северского). Бивень мамонта. Поздний палеолит. Копия.

 

Так же Вы можете узнать о...


Сан-Николас (San Nicolas), город на В. Аргентины, в провинции Буэнос-Айрес.
Слэтер Джон Кларк Слэтер, Слейтер (Slater) Джон Кларк (р. 22.12.
Сулой, вид волнения на море, при котором на поверхности сочетаются волновые и вихревые движения.
Тоталитаризм (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный),
Фенантрен, трициклический ароматический углеводород, бесцветные кристаллы нерастворимые в воде, растворимые в органических растворителях, tпл 101°C, tkип 340°C.
Хорлово, посёлок городского типа в Воскресенском районе Московской области РСФСР.
Шетлендские острова (Shetland Islands), архипелаг (свыше 100 островов) в северо-восточной части Атлантического океана.
Юнга план, второй репарационный план для Германии, заменивший Дауэса план.
Ампелография (от греч. ámpelos — виноград и gráphō — пишу), наука о видах и сортах винограда, о закономерностях изменчивости их свойств под влиянием среды и направленного воздействия человека.
Бамия (Hibiscus esculentus), однолетнее растение семейства мальвовых.
Ботошани (город в Румынии) Ботошани (Botoşani), город на северо-востоке Румынии.
Виленкин Виталий Яковлевич [р. 27.12.1910 (9.
Гей-Люссак Жозеф Луи Гей-Люссак (Gay-Lussac) Жозеф Луи (6.12.1778, Сен-Леонар, — 9.
Грузинский институт субтропического хозяйства, основан в 1952 в Сухуми на базе факультетов Грузинского с.
Долина МГГ, понижение ледниковой поверхности в Восточной Антарктиде, между 55° и 80° восточной долготы.
Змееголов (Ophicephalus argus), пресноводная рыба отряда змееголовых.