Ван Дейк Антонис

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Ван Дейк (van Dyck) Антонис (22.3.1599, Антверпен, — 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. ван Валена, в 1615—16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. молодыми художниками выполнил серию «Головы апостолов». С юных лет Ван Дейк Антонис обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», около 1615—1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», около 1617—18, Музей изящных искусств, Гент). Около 1618—20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, Ван Дейк Антонис в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 — начале 1621 Ван Дейк Антонис работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 Ван Дейк Антонис жил в Италии (главным образом в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты — старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время Ван Дейк Антонис создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, около 1623, Эрмитаж, Ленинград). С конца 1627 до 1632 Ван Дейк Антонис снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма Ван Дейк Антонис, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов «Иконография») раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции («Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; «Отдых на пути в Египет», конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). С 1632 Ван Дейк Антонис работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля («Карл I на охоте», около 1635, Лувр, Париж), его семьи («Дети Карла I», 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры. В последних работах Ван Дейк Антонис изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.

А. ван Дейк. Автопортрет (фрагмент). 1620-е гг. Эрмитаж. Ленинград. Ван Дейк Антонис.

А. ван Дейк. Автопортрет (фрагмент). 1620-е гг. Эрмитаж. Ленинград.

 

  Лит.: Лисенков Е. Г., Ван Дейк, Л., 1926; [Смольская Н. Ф.], Антонис ван Дейк, М. — Л., 1963; Glück G., Antonis van Dyck. Des Meisters Gemälde, 2 Aufl., Stuttg. — B., 1931; Puyvelde L. van. Van Dyck, Brux. — Arnst., 1950.

  Т. А. Седова.

Так же Вы можете узнать о...


Космея, род травянистых растений семейства сложноцветных; то же, что космос.
Частное право, в буржуазной теории права совокупность норм, регулирующих имущественные и некоторые иные отношения частных лиц, в которых они участвуют как отдельные индивиды, а также отношения, в которых государство и его органы выступают не как носители публичной власти, а как субъекты договорных отношений.
Лурия Сальвадор Эдуард Лурия (Luria) Сальвадор Эдуард (родился 13.8.
Якобсхавн (Jakobshavn), город на З. Гренландии, на берегу залива Диско.
Мосашвили Ило Онисимович (7.1. 1896, с. Чаргали, ныне Душетского района Грузинской ССР, — 4.
Ахталь, аль- (прозвище, означающее «болтливый»; настоящее имя Гийас ибн Гаус ат-Таглиби) (около 640 — около 710), арабский поэт (Ирак).
Орлов Александр Иванович [18(30).8.1873, Петербург, — 10.
Бьянки-Бандинелли Рануччо Бьянки-Бандинелли (Bianchi-Bandinelli) Рануччо (р.
Порт-Наталь (Port Natal), город в ЮАР; см. Дурбан.
Гелиополь (город в Египте) Гелиополь (греч. Heliupolis, буквально — город Солнца, древнеегипетский — Иуну, ныне — Эль-Матария, близ Каира), один из древнейших городов Египта; возник в 4-м тыс.
Руссо Теодор Руссо (Rousseau) Теодор (15.4.1812, Париж, — 22.
Джиок Уильям Фрэнсис Джиок, Гиок (Giauque) Уильям Фрэнсис (р. 12.
Сочава Виктор Борисович [р. 7(20).6.1905, поселок Парголово, ныне Ленинградской обл.
Илинг (Ealing), город в Великобритании, в составе конурбации Большого Лондона.
Траз- уж- Монтиш и Алту- Дору Траз-уж-Монтиш и Алту-Дору (Trаs os Montes e Alto Douro), историческая провинция в Северной Португалии, в бассейне р.
Кливия (Clivia), род растений семейства амариллисовых.
Ханега, тип мусульманского культового сооружения.
Ламменс Анри Ламменс (Lammens) Анри (1.7.1862, Гент, — 23.