Рубенс Питер Пауэл

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУУ
РУФ
РУХ
РУЦ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (28.6.1577, Зиген, Германия, — 30.5.1640, Антверпен), фламандский живописец. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591—94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594—98); мастер с 1598. В 1600—08 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. В большинстве ранних картин Рубенс Питер Пауэл сказываются пережитки маньеризма, но отдельные работы уже предвещают новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид).

Рубенс. «Статуя Цереры». Около 1612—15. Эрмитаж, Ленинград. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Статуя Цереры». Около 1612—15. Эрмитаж, Ленинград.

Рубенс. «Крестьянский танец». Около 1636—1640. Прадо. Мадрид. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Крестьянский танец». Около 1636—1640. Прадо. Мадрид.

Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант». 1609. Старая пинакотека. Мюнхен. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант». 1609. Старая пинакотека. Мюнхен.

Рубенс. «Аллегория Мира и Войны». Около 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Аллегория Мира и Войны». Около 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент.

Рубенс. «Старшая дочь Б. Жербье». Мел, сангина. Около 1629—30 Эрмитаж, Ленинград. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Старшая дочь Б. Жербье». Мел, сангина. Около 1629—30 Эрмитаж, Ленинград.

  Вернувшись в Антверпен, Рубенс Питер Пауэл занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже для первых картин, написанных Рубенс Питер Пауэл на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского Возрождения с реалистическими традициями национального искусства (П. Брейгель Старший и др.). Не нарушая принципов зрелого стиля барокко, Рубенс Питер Пауэл сделал основным содержанием творчества прославление жизни в её стихийных проявлениях; он передавал в своих произведениях впечатление неограниченного пространства, разрушал изолированность отдельных изображений, делая их как бы отрезками вечно меняющейся, бесконечной вселенной. Композиции Рубенс Питер Пауэл, обычно полные декоративного размаха, асимметричны, подчинены беспокойному, сложному ритму, фигуры часто изображаются в бурном движении и резких ракурсах, широко применяются контрасты светотени. В первые годы жизни в Антверпене (1608—12) Рубенс Питер Пауэл одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610—11, и «Снятие со креста», около 1611—1614, собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита. В 1612—20 Рубенс Питер Пауэл, освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда»; «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619—20, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616—17, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615—16 и около 1618—20, там же). В этих работах фигуры людей, античных божеств и животных сплетаются в сложнейшие, пронизанные безудержной динамикой композиционного построения. Рубенс Питер Пауэл отказывается от пёстрых, локальных красок; тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. Пейзажи Рубенс Питер Пауэл («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Около 1611—18 Рубенс Питер Пауэл выступает также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенс Питер Пауэл в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников античного искусства).

Рубенс. «Водружение креста». Около 1610 —1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Водружение креста». Около 1610 —1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен.

Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа». Около 1619—20. Старая пинакотека. Мюнхен. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа». Около 1619—20. Старая пинакотека. Мюнхен.

  К 1615—20 Рубенс Питер Пауэл завоевал широкую известность и признание. С 1617 мастерская Рубенс Питер Пауэл выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622—25, Лувр, Париж; и др.). В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Рубенс Питер Пауэл (А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс и др.); в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. В портретной живописи Рубенс Питер Пауэл в 1620-е гг. преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622—1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым, интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). Портреты Рубенс Питер Пауэл замечательны не столько глубиной психологических характеристик, сколько особым мастерством в передаче сверхличной жизненной энергии, зримые проявления которой одновременно и идеализируют облик портретируемых, и придают ему необычайную чувственную убедительность; кисть Рубенс Питер Пауэл воспроизводит, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы человеческой кожи, позволяя ощутить в прозрачности и теплоте карнации биение горячей, пульсирующей крови.

П. П. Рубенс. Автопортрет. Около 1638—40. Художественно-исторический музей. Вена. Рубенс Питер Пауэл.

П. П. Рубенс. Автопортрет. Около 1638—40. Художественно-исторический музей. Вена.

  С 1625 правительница Фландрии поручала Рубенс Питер Пауэл сложные дипломатические миссии: он ездил в Голландию (1627), Испанию (1628—29), Англию (1629—30).

  Картины Рубенс Питер Пауэл 1630-х гг. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Центральное место в позднем творчестве Рубенс Питер Пауэл занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638—40, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Чувство бодрости и веселья воплощается в сценах из народной жизни («Кермесса», около 1635—36, Лувр, Париж). К 1630-м гг. относится и большинство лучших пейзажей Рубенс Питер Пауэл («Пейзаж с радугой», около 1632—35, Эрмитаж, Ленинград).

Рубенс. «Шубка» (портрет Елены Фаурмент). Около 1638—40. Художественно-исторический музей. Вена. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Шубка» (портрет Елены Фаурмент). Около 1638—40. Художественно-исторический музей. Вена.

Рубенс. «Пейзаж с радугой». Около 1632—35. Эрмитаж, Ленинград. Рубенс Питер Пауэл.

Рубенс. «Пейзаж с радугой». Около 1632—35. Эрмитаж, Ленинград.

  Виртуозное живописное мастерство Рубенс Питер Пауэл показывают также многочисленные эскизы (эскизы убранства Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, 1634—1635) и рисунки, отличающиеся тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и кривых, изогнутых линий, а иногда и строго продуманной экономией в применении выразительных средств. Творчество Рубенс Питер Пауэл имело огромное значение для развития фламандской и всей европейской живописи.

П. П. Рубенс. Эскиз «Арки Фердинанда», воздвигнутой в Антверпене в честь победы испанского инфанта-кардинала Фердинанда над шведами в битве при Нёрдлингене. 1635. Эрмитаж. Ленинград. Рубенс Питер Пауэл.

П. П. Рубенс. Эскиз «Арки Фердинанда», воздвигнутой в Антверпене в честь победы испанского инфанта-кардинала Фердинанда над шведами в битве при Нёрдлингене. 1635. Эрмитаж. Ленинград.

 

  Соч.: Correspondance... et documents épistolaires, v. 1—6, Anvers, 1887—1909; в рус. пер. — Письма, М. — Л., 1933.

 

  Лит.: Гершензон Н. М., Рубенс, М. — Л., 1938; Невежина В. М., Рубенс, [Л.], 1938; Доброклонский М. В. (сост.), Рисунки Рубенса, М. — Л., 1940; Кузнецов Ю. И., Рисунки Рубенса, М., 1974; Лазарев В. Н., Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 9—54; Варшавская М., Картины Рубенса в Эрмитаже, Л., 1975; Arents P., Rubens — Bibliographic, Brux., 1943; Stechow W., Rubens and the classical tradition, Camb. [Mass.], 1968; White Ch., Rubens and his world, N. Y. [1968]; Rubens before 1620, Princeton, 1972.

Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен. Рубенс Питер Пауэл.

Барокко. П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.

 

Так же Вы можете узнать о...


«Вестник Ленинградского университета», научный журнал.
Долж (Dolj), уезд на Ю. Румынии, в южной части плато Джетик и западной окраине Нижнедунайской низменности.
Кожно-гальванический рефлекс, психогальванический рефлекс, изменение разности потенциалов (впервые описано русским физиологом И.
Межелайтис Эдуардас Беньяминович (родился 3.
Педиатрии институт Академии медицинских наук СССР, научно-исследовательское учреждение, ведущее разработку основных проблем физиологии и патологии детского возраста.
Свет ,
Тупое ударение, гравис, тяжёлое ударение, понижение голосового тона на выделяемом слоге слова; часто называют тяжёлым тоном.
Эйслер Ханс Эйслер (Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейпциг, — 6.
Бетаины, органические вещества типа Гомономия (от гомо... и греч. nomos — закон), расположение сходных частей организма вокруг его поперечной оси или по оси отдельного органа.
Италия (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).
Ленинградский медицинский институт им. академика И.
«Новая Рейнская газета» («Neue Rheinische Zeitung»), орган пролетарского крыла немецкой и европейской революционной демократии; выходила ежедневно в Кельне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849.
Раббаха государство, государство в Центральном Судане (Западная Африка) в конце 19 в.
Субъядро, внутренняя часть ядра Земли.
Хромопротеиды (хромо... и протеиды), сложные белки, содержащие окрашенные простетические (небелковые) группы.