Портрет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве Портрет — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра Портрет — мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в Портрет — результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью Портрет часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения. Обычно Портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип Портрет, изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический Портрет) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в Портрет современника, так и в историческом Портрет, объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология Портрет В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают Портрет станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т.п. В разные эпохи получают распространение Портрет на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей Портрет делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфическим типом Портрет является автопортрет. Границы жанра Портрет очень подвижны, и часто собственно Портрет может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы Портрет-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и др. людьми (последнее — групповой Портрет-картина), и Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий Портрет В сочетании Портрет с бытовым или историческим жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. Портрет может раскрывать высокие духовно-нравственные качества человека. Вместе с тем Портрет доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический Портрет). В целом Портрет, наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способен глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.

Д. Г. Левицкий. Портрет воспитанниц Смольного института Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. 1773. Русский музей, Ленинград. Портрет.

Д. Г. Левицкий. Портрет воспитанниц Смольного института Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. 1773. Русский музей, Ленинград.

  Зарождение Портрет относится к глубокой древности. Первые значительные образцы Портрет встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение Портрет было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость «дублирования» модели (Портрет как двойник её в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Со временем содержание древнеегипетский Портрет углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, 14 в. до н. э.). В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные Портрет поэтов, философов, общественных деятелей. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий Портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (конец 4—1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета античной скульптуры Портрет достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского Портрет связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского Портрет — чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному Портрет В своих лучших образцах древнеримский Портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили Портрет на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные Портрет Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, 1—4 вв.). Во многом связанные с традициями древневосточного Портрет, с религиозно-магическими представлениями фаюмские Портрет вместе с тем создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.

«Царский сын Рахотеп». Раскрашенный известняк с инкрустацией. Середина 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир. Портрет.

«Царский сын Рахотеп». Раскрашенный известняк с инкрустацией. Середина 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир.

  Полная острых противоречий, многоликая европейская средневековая культура с присущей ей постоянной борьбой спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций наложила на развитие Портрет особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, сравнительно редко обращался к Портрет, личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. Средневековый Портрет во многих случаях представляет собой неотъемлемую часть церковного архитектурно-художественного ансамбля; его моделями являются преимущественно знатные лица — правители, члены их семей, приближённые, донаторы. Средневековый Портрет во многих своих образцах имперсонален, в то же время некоторым готическим скульптурам, фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей Западной и Восточной Европы присущи духовная характерность, ясная физиономическая определённость. Чертами конкретных людей средневековый художник часто наделяет изображения святых. Большой конкретностью отличается средневековый китайский Портрет (особенно периода Сун, 10—13 вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских Портрет, часто выявляя в моделях черты интеллектуализма. Психологически заострены некоторые Портрет средневековых японских живописцев и скульпторов. Высокие образцы портретной миниатюры были созданы в эпоху феодализма мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.

И. И. Бродский. Портрет А. М. Горького. 1937. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

И. И. Бродский. Портрет А. М. Горького. 1937. Третьяковская галерея. Москва.

  Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического Портрет происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии. Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя «мерой всех вещей», требовал совершенно новой структуры Портрет Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди др. персонажей художник нередко изображает себя. Все эти особенности ренессансного Портрет отчасти наметились уже в Портрет треченто (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в 15 в. (монументальная и станковая живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и Верроккьо, станковая скульптура Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Бенедетто да Майано, медали А. Пизанелло). Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Высочайшие достижения в Портрет эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен — т. н. флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров 15—16 вв. При известной стилистической общности с Портрет итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения. Если портретисты итальянского Возрождения часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включенная в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты тонкие по характеристике, изящные по исполнению живописные, графические и скульптурные Портрет французских мастеров Возрождения (Ж. Фукс, Ж. и Ф. Клуэ, Корнсль де Лион, Портрет Бонтан, Ж. Пилон). В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового Портрет Иератически застывшие портретные группы средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значительные образцы группового и парного Портрет в станковой живописи. В различных видах развивается тип исторического Портрет В искусстве маньеризма (16 в.) Портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй Портрет Им присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно Портрет итальянских мастеров Понтормо, Бронзино, испанского живописца Эль Греко.

Тициан. Портрет Ипполито Риминальди. Около 1548. Галерея Палатина. Флоренция. Портрет.

Тициан. Портрет Ипполито Риминальди. Около 1548. Галерея Палатина. Флоренция.

Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Портрет.

Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Л. Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1502—03. Собрание О. Рейнхарта. Винтертур. Портрет.

Л. Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1502—03. Собрание О. Рейнхарта. Винтертур.

  Коренные общественные, идеологические и научные сдвиги в жизни западноевропейских стран в конце 16 — начале 17 вв. повлияли на сложение новых форм Портрет Его специфика теперь определяется изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Кризис гармонически ясных взглядов на действительность сопровождается усложнением внутреннего мира человека, его взаимосвязей с миром внешним, а вместе с тем и непреодолимым стремлением к более глубокому, гибкому и многогранному самопознанию, к широкому постижению реальности. Всё это способствует поискам в Портрет большей адекватности истинному облику модели, раскрытию её многосложного характера. Ключевые позиции в Портрет с начала 17 в. безраздельно переходят к станковой живописи. Его вершины определяются творчеством крупнейших мастеров 17 в., значение которых выходит далеко за пределы эпохи. Огромным завоеванием Портрет 17 в. является его глубокая демократизация, получившая наиболее полное выражение в Голландии. Образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные возрастные группы выступают во многих жизненно правдивых Портрет работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравственной красоты, в острореалистическом Портрет кисти Ф. Халса, ярко раскрывающих изменчивую подвижность души модели. Характерное для голландских портретистов небывало широкое обращение к групповому Портрет связано с усилением буржуазно-демократических начал в жизни страны. Различные грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких, воплощающих действительность в её многогранности и противоречивости портретных работах испанца Д. Веласкеса. Халс и Веласкес создают Портрет-типы людей из народа, раскрывающие внутреннее достоинство, богатство и сложность их душевного мира. Большой правдивостью проникнуты Портрет придворной и церковной знати в творчестве Веласкеса, итальянского скульптора Л. Бернини. Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца 17 в. Портрет Портрет Рубенса, повлиявшего и на сложение проникновенно-лирического интимного Портрет Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по мастерству работы Портрет фламандца А. ван Дейка. Возросшая в 17 в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен). Реалистические тенденции искусства 17 в. проявились также в портретном творчестве В. Гисланди в Италии, Ф. Сурбарана в Испании, С. Купера и Дж. Райли в Англии, Ф. де Шампеня, М. Ленена и Р. Нантёля во Франции. Существенное обновление идейно-содержательной структуры Портрет в 17 в. сопровождалось эволюцией его выразительных средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность. Движение оказывается в основе композиции многих Портрет 17 в.; при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Решительно активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового Портрет Ясно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой Портрет-картину. В Портрет 17 в. отразились и негативные тенденции искусства той эпохи. Во многих парадных Портрет мастеров этой эпохи реалистическое образное начало с трудом прорывается сквозь известную условность форм, свойственную искусству барокко. Ряд же Портрет несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (произведения французского живописца Портрет Миньяра и скульптора А. Куазевокса, английского живописца Портрет Лели).

Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея. Портрет.

Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея.

Ф. де Шампень. Портрет Арно д’Андильи. 1650. Лувр. Париж. Портрет.

Ф. де Шампень. Портрет Арно д’Андильи. 1650. Лувр. Париж.

Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1616. Фрагмент. Музей Ф. Халса. Харлем. Портрет.

Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1616. Фрагмент. Музей Ф. Халса. Харлем.

Д. Веласкес. Портрет королевского шута Эль Примо. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид. Портрет.

Д. Веласкес. Портрет королевского шута Эль Примо. Между 1631 и 1648. Прадо. Мадрид.

  Уже во 2-й половине 17 в. многие достижения реалистического Портрет предаются забвению. Не только аристократ, но и всё более ощущающий себя хозяином жизни буржуа требуют от Портрет безоговорочной лести. В голландских Портрет на смену жизненной правдивости Рембрандта приходят приторная сентиментальность, холодная театральность и условная репрезентативность. Придворно-аристократический Портрет особенно расцветает во Франции. В 18 в. официальное искусство являет многочисленные образцы парадного, ложноидеализирующего, часто «мифологизированного» Портрет (Ж. Натье, Ф. Г. Друэ), в котором первостепенная роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно в искусстве 18 в. возникает и утверждается новый реалистический Портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Во Франции он представлен остроаналитическими образами живописца М. К. Латура, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, утончённо-интеллектуальными поздними работами А. Ватто, редкими по жизненной простоте и искренности «жанровыми» портретами кисти Ж. Б. С. Шардена, полными лиризма и теплоты пастелями Ж. Б. Перронно, виртуозными по исполнению жизненно правдивыми портретами работы О. Фрагонара; в Великобритании — остросоциальными, демократическими портретными произведениями У. Хогарта. Особенно полно и глубоко свежие реалистические тенденции проявляются в Портрет 2-й половине 18 — начале 19 вв., когда выступают такие блестящие мастера, как Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо в Великобритании, Дж. Стюарт в США. Созданные этими живописцами интимные и парадные Портрет отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей.

Ж. Б. С. Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775. Лувр. Париж. Портрет.

Ж. Б. С. Шарден. Автопортрет. Пастель. 1775. Лувр. Париж.

  В России усиленный интерес к Портрет проявляется в 17 в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна. В 18 в. происходит интенсивное развитие светского русского Портрет (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. Портрет Антропова, И. Портрет Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового Портрет (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптурные работы Ф. И. Шубина, гравюры Е. Портрет Чемесова).

И. Н. Никитин. Портрет Петра I. 1720-е гг. Русский музей, Ленинград. Портрет.

И. Н. Никитин. Портрет Петра I. 1720-е гг. Русский музей, Ленинград.

  Решению новых задач в жанре Портрет во многом способствовала Великая французская революция. Её событиями непосредственно навеян ряд история, картин портретного характера Ж. Л. Давида, отмеченных чертами классицизма. В созданной Давидом на рубеже 18—19 вв. обширной галерее заострённых по социальной характеристике Портрет представителей различных кругов общества ярко и правдиво выявлены многие существенные аспекты эпохи. Революционно-освободительные идеи нашли отражение в острореалистических Портрет, исполненных испанцем Ф. Гойей и положивших начало критической линии в жанре Портрет Страстно-эмоциональные интимные Портрет и автопортреты Гойи в основе своей романтичны. Тенденции романтизма получают развитие в 1-й половине 19 в. в портретном творчестве живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа, скульптора Ф. Рюда во Франции, живописцев О. А. Кипренского, К. Портрет Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, О. Рунге в Германии. Наряду с ними развиваются, наполняясь новым жизненным содержанием, портретные традиции классицизма (во Франции живописец Ж. О. Д. Энгр). С именем француза О. Домье связано возникновение в 19 в. первых значительных образцов сатирического Портрет в графике и скульптуре.

К. Портрет Брюллов. «Графиня Ю. Портрет Самойлова с Дж. Пачини и арапчонком». 1832—34. Частное собрание. Вашингтон. Портрет.

К. Портрет Брюллов. «Графиня Ю. Портрет Самойлова с Дж. Пачини и арапчонком». 1832—34. Частное собрание. Вашингтон.

Ж. О. Д. Энгр. Портрет Л. Ф. Бертена. 1832. Лувр. Париж. Портрет.

Ж. О. Д. Энгр. Портрет Л. Ф. Бертена. 1832. Лувр. Париж.

Ф. О. Рунге. «Мы втроём» (автопортрет с невестой и братом). 1805. Картина на сохранилась. Портрет.

Ф. О. Рунге. «Мы втроём» (автопортрет с невестой и братом). 1805. Картина на сохранилась.

Ж. Л. Давид. «Старик в чёрной шляпе». 1790-е гг. Рейксмюсеум. Амстердам. Портрет.

Ж. Л. Давид. «Старик в чёрной шляпе». 1790-е гг. Рейксмюсеум. Амстердам.

В. А. Тропинин. Портрет сына. Ок. 1818. Третьяковская галерея, Москва. Портрет.

В. А. Тропинин. Портрет сына. Ок. 1818. Третьяковская галерея, Москва.

  Проблема социальной характеристики, последовательное раскрытие этических достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному решаются в реалистическом Портрет середины и 2-й половины 19 в. Ещё больше расширяется географический диапазон Портрет, возникает ряд его национальных  школ, множество стилистических направлений, представленных различными творческими индивидуальностями (Г. Курбе во Франции; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншёлль в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии; Т. Эйкинс в США).

«Врач». Миниатюра иранской школы Ага Реза. 17 в. Портрет.

«Врач». Миниатюра иранской школы Ага Реза. 17 в.

  Большими достижениями в области Портрет отмечено во 2-й половине 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею Портрет выдающихся деятелей национальной культуры. В Портрет крестьян работы Перова, Крамского, Репина отражён глубокий интерес художников-демократов к представителю простого народа как к значительной, полной богатой внутренней жизни личности. Русские портретисты нередко обращаются к Портрет-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчёркнуто обличительного Портрет, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова).

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. Третьяковская галерея, Москва. Портрет.

В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского. 1871. Третьяковская галерея, Москва.

И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883. Русский музей. Ленинград. Портрет.

И. Е. Репин. Портрет В. В. Стасова. 1883. Русский музей. Ленинград.

  С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, который, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического Портрет, недоступных фотоискусству.

Н. И. Альтам. Портрет А. А. Ахматовой. 1914. Русский музей, Ленинград. Портрет.

Н. И. Альтам. Портрет А. А. Ахматовой. 1914. Русский музей, Ленинград.

  В последней трети 19 в. во Франции к существенному обновлению идейно-художественной концепции Портрет приводят открытия мастеров импрессионизма и близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена. В основе их портретного творчества — проникнутые глубоким гуманизмом образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В разной мере черты импрессионизма присущи Портрет работы шведа А. Цорна, немца М. Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сарджента, русского художника К. А. Коровина. Импрессионистическому Портрет по своим целям и образной структуре противоположно портретное творчество крупнейшего французского мастера последней трети 19 в. Портрет Сезанна, стремившегося выразить в монументальном и целостном художественном образе некие устойчивые свойства модели. В это же время создаются драматичные, нервно-напряжённые портретные произведения голландца В. ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека. Своеобразный отпечаток на художественный язык Портрет в конце 19 — начале 20 вв. накладывает стиль «модерн», сообщая ему лаконичную заострённость, нередко придавая характеристике модели черты гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Франции, Э. Мунком в Норвегии и другими).

О. Роден. Портрет В. Гюго. Бронза. 1897. Музей Родена. Париж. Портрет.

О. Роден. Портрет В. Гюго. Бронза. 1897. Музей Родена. Париж.

Э. Дега. Портрет отца — О. де Га и гитариста Портрет Пагана. 1869—72. Музей изящных искусств. Бостон. Портрет.

Э. Дега. Портрет отца — О. де Га и гитариста Портрет Пагана. 1869—72. Музей изящных искусств. Бостон.

  В предреволюционной России реализм получает новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических портретах, созданных В. А. Серовым, в духовно значительных, по-разному раскрывающих ценность творческой личности Портрет работы М. А. Врубеля, С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных Портрет-типах рабочих кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Коненкова, в воспевающих цельность народной натуры Портрет-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой. С др. стороны, наблюдается резкая деградация жанра в многочисленных образцах салонного Портрет, портретных работах представителей различных «левых» группировок.

В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. Третьяковская галерея, Москва. Портрет.

В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905. Третьяковская галерея, Москва.

В. А. Серов. Портрет К. С. Станиславского. Пастель. 1911. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

В. А. Серов. Портрет К. С. Станиславского. Пастель. 1911. Третьяковская галерея. Москва.

  В 20 в. в жанре Портрет проявились особенно сложные и противоречивые тенденции искусства новой исторической эпохи, обостряющаяся борьба демократической и буржуазной культур. На почве модернизма возникают произведения, лишённые самой специфики Портрет, подчёркнуто уходящие от реального облика модели, сводящие её изображение к условной, отвлечённой схеме. В противовес им идут интенсивные поиски новых реалистических средств утверждения в Портрет духовной силы и красоты человека. Реалистические традиции Портрет по-разному продолжаются в графике К. Кольвиц в Германии, в живописи У. Орпена и О. Джона в Великобритании, в скульптуре А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо во Франции. В портретном творчестве крупнейших западноевропейских мастеров 20 в. (Портрет Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, А. Модильяни во Франции, Ж. Грос, О. Дикс, Э. Барлах в Германии, О. Кокошка в Австрии) сосуществуют, а порой и сталкиваются противоречивые идейно-художественные тенденции.

А. Модильяни. «Рене». 1917. Музей современного искусства. Сан-Паулу. Портрет.

А. Модильяни. «Рене». 1917. Музей современного искусства. Сан-Паулу.

Ж. Грос. Портрет М. Г. Нейсе. 1927. Музей современного искусства. Нью-Йорк. Портрет.

Ж. Грос. Портрет М. Г. Нейсе. 1927. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

О. Кокошка. Автопортрет. 1917. Городской музей. Вупперталь. Портрет.

О. Кокошка. Автопортрет. 1917. Городской музей. Вупперталь.

Портрет Пикассо. Портрет Л. С. Бакста. Рисунок карандашом. 1922. Частное собрание. Франция. Портрет.

Портрет Пикассо. Портрет Л. С. Бакста. Рисунок карандашом. 1922. Частное собрание. Франция.

  К середине 20 в. развитие Портрет становится всё более сложным, всё чаще характеризуется кризисными чертами. Утрата Портрет жизнеутверждающего начала сопровождается нарочитым искажением (деформацией) человеческого облика. В различных течениях модернизма практически исчезает образ человека. Однако прогрессивные зарубежные мастера (живописцы Р. Гуттузо в Италии, Х. Эрни в Швейцарии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, Сэйсон Маэда в Японии; скульпторы К. Дуниковский в Польше, В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии, Д. Дейвидсон и Дж. Эпстайн в США) творчески развивали и развивают традиции мирового реалистического Портрет, обогащают их новыми художественными открытиями, создавая образы, полные жизненной правды и гуманистического пафоса. Позиции общественно активного, демократического в своей основе реализма занимают художники социалистических стран: Ф. Кремер в ГДР, К. Баба в Румынии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Д. Узунов в Болгарии и др.

Дж. Бернини. Портрет Людовика XIV. Мрамор. 1665. Национальный музей Версаля и Трианонов. Портрет.

Дж. Бернини. Портрет Людовика XIV. Мрамор. 1665. Национальный музей Версаля и Трианонов.

  Советский Портрет — качественно новая ступень в истории мирового портретного искусства, один из основных жанров советского изобразительного искусства, отмеченный всеми его характерными чертами. В советском Портрет наметилась устойчивая тенденция относительно равномерного его развития во всех основных видах изобразительного искусства. Портретный образ всё чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирическую графику и т.п. Советский Портрет многонационален; он впитал как традиции западноевропейского и русского реалистического Портрет, так и достижения многих портретистов 19—20 вв., представляющих разные народы СССР. Основное содержание советского Портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремлённость. Главным героем советского Портрет становится представитель народа. Возникают Портрет-типы и Портрет-картины, отражающие новые явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). Наряду с портретными образами советской интеллигенции, созданными такими мастерами, как живописцы Малютин, К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, Портрет Д. Корин, И. Э. Грабарь, Портрет Портрет Кончаловский, М. С. Сарьян, С. М. Агаджанян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. Мууга, скульпторы Коненков, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева. Т. Залькалн, Л. Давыдова-Медене, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский, Э. Эйнманн, появляются жизненно правдивые Портрет рабочих, воинов Советской Армии (скульптура Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, Г. Г. Чубаряна, живопись А. А. Шовкуненко, В. Портрет Ефанова, И. А. Серебряного, графика Ф. Паулюк) и колхозников (живопись А. А. Пластова, А. Гудайтиса, И. Н. Клычева). На новой идейно-художественной основе создаются групповые Портрет (произведения А. М. Герасимова, Корина, Д. Д. Жилинского). Новаторскими чертами отмечены исторические и, в частности, историко-революционные Портрет мастеров союзных республик («Лениниана». Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе). Развиваясь в русле единого идейно-художественного метода социалистического реализма, советский Портрет отличается многообразием творческих индивидуальностей его мастеров, богатством художественных манер и решений темы, смелыми поисками новых выразительных средств.

М. В. Нестеров. Портрет И. Портрет Павлова. 1935. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

М. В. Нестеров. Портрет И. Портрет Павлова. 1935. Третьяковская галерея. Москва.

Портрет Портрет Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. 1910. Третьяковская галерея, Москва. Портрет.

Портрет Портрет Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. 1910. Третьяковская галерея, Москва.

М. В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907. Музей Л. Н. Толстого. Москва. Портрет.

М. В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907. Музей Л. Н. Толстого. Москва.

А. М. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова. 1944. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

А. М. Герасимов. Портрет старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова. 1944. Третьяковская галерея. Москва.

В. Портрет Ефанов «На новой родине». 1937. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

В. Портрет Ефанов «На новой родине». 1937. Третьяковская галерея. Москва.

Портрет Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

Портрет Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва.

 

«Сириянка». Мрамор. 2-я пол. 2 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. Портрет.

«Сириянка». Мрамор. 2-я пол. 2 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград.

  Лит.: Искусство портрета. [Сб. ст., под ред. А. Г. Габричевского], М., 1928; Античный портрет. [Сб. ст.], Л., 1929; Вальдгауер О. Ф., Этюды по истории античного портрета, ч. 1, Портрет, 1921, ч. 2, М. — Л., 1938; его же, Римская портретная скульптура в Эрмитаже, Портрет, 1923; Французские карандашные портреты XVI—XVII веков. [Альбом], Л., 1936; Алпатов М. В., Очерки по истории портрета, [М. — Л.], 1937; Лазарев В. Н., Портрет в европейском искусстве XVII века, М. — Л., 1937; Павлов В. В., Скульптурный портрет в древнем Египте, М. — Л., 1937; его же, Египетский портрет I—IV веков, М., 1967; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 1955; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, под ред. И. М. Шмидта, М., 1966; Волков-Ланнит Л., Искусство фотопортрета, [М., 1967]; Светлов И. Е., Советский скульптурный портрет, М., 1968; 3ингер Л. С., Советская портретная живопись, М., 1968; его же, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, [М., 1969]; Золотов Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Виппер Б. Р., Проблема сходства в портрете, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы, М., 1972; Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972), М., [1974]; Waetzoldt W., Die Kunst des Porträts, Lpz., 1908; Simmel G., Das Problem des Porträts, в его кн.: Zur Philosophic der Kunst, Potsdam, [1922]; Furst H., Portrait painting, L., [1927]; Riegl A., Das holländische Gruppenporträt, W., 1931; Fünfhundert Selbstporträts.(Plastik. Malerei. Graphik), W., 1936; Zeit und Bildnis, Bd 1—6, W., 1957: Richter G., The portraits of the Greeks, v. 1—3, L., 1965.

И. А. Серебряный. Портрет Д. Д. Шостаковича. 1964. Третьяковская галерея. Москва. Портрет.

И. А. Серебряный. Портрет Д. Д. Шостаковича. 1964. Третьяковская галерея. Москва.

  Л. С. Зингер.

Так же Вы можете узнать о...


Хемницер Иван Иванович [5(16).1.1745, Енотаевская крепость, ныне Астраханская область, — 19(30).
Целозия (Celosia), род одноили многолетних травянистых растений семейства амарантовых.
Чероков Виктор Сергеевич [р. 10(23).11.1907, г.
Шемякин суд, нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд.
Эд Эмиль Франсуа Дезире Эд (Eudes) Эмиль Франсуа Дезире (12.9.1843, Ронсе, — 5.
Эпилепсия (греч. epilepsia, от epilambano — схватываю, нападаю), падучая болезнь, хроническое заболевание головного мозга человека, имеющее различную этиологию и характеризующееся главным образом повторными припадками, а также постепенным развитием изменений личности.
«Янтарь-1», наименование советских высотных автоматических ионосферных лабораторий, запущенных с помощью серийных отечественных геофизических ракет для исследования особенностей работы электростатических ракетных двигателей (ЭРД) в космических условиях.
Азербайджанцы, азербайджанлылар, азерилер, нация.
«Американ метал клаймакс инкорпорейтед» (США), см.
Араслы Гамид Мамедтаги оглы (р. 1909, Ганджа, ныне Кировабад), азербайджанский советский литературовед, академик АН Азербайджанской ССР, действительный член Общества турецкого языка в Турции, профессор Азербайджанского университета.
Ахметели Александр Васильевич Ахметели Александр (Сандро) Васильевич [1(13).
Бассетгорн (нем. Bassethorn, от итал. bassetto — уменьшительное от basso — бас и нем.