Ван Эйк Ян

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Ван Эйк (van Eyck) Ян [около 1390, Маасейк (?), Лимбург, — похоронен 9.7.1441, Брюгге], нидерландский живописец. Согласно документам, в 1422—24 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, во владения которого входили Нидерланды. В 1427 посетил Испанию, в 1428—29 — Португалию. Около 1430 поселился в Брюгге. Некоторые его картины подписаны девизом «Als ich kan» («Как умею»). Был также миниатюристом.

Хуберт и Ян ван Эйк. «Гентский алтарь.» Окончен в 1432. Собор св. Бавона. Гент. Ван Эйк Ян.

Хуберт и Ян ван Эйк. «Гентский алтарь.» Окончен в 1432. Собор св. Бавона. Гент.

  Наиболее крупное произведение Ван Эйк Ян Э. — «Гентский алтарь» (полиптих в соборе св. Бавона в Генте). Согласно позднейшей надписи на раме, его начал живописец Хуберт ван Эйк и окончил Ян в 1432. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. в Генте, где умер в 1426; приписать ему с полной достоверностью какие-либо произведения не удаётся. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии в работе над «Гентским алтарём» остаётся спорным. Выделить в живописном исполнении алтаря руку различных мастеров практически невозможно; по-видимому, он в целом написан Яном. Хуберт же мог лишь начать работу над центральными частями алтаря («Поклонение агнцу» и три фигуры над ним), наиболее архаичными по композиции. Алтарь состоит из многих изображений различного характера, включая многофигурную сцену в пейзаже («Поклонение агнцу»), просторный интерьер с городским видом за окном («Благовещение»), фигуры Адама и Евы, портреты донаторов и т.д.

  За исключением «Богоматери в церкви» (конец 1420-х гг., Картинная галерея, Берлин-Далем), достоверные произведения Ван Эйк Ян Э. относятся к 1430-м гг. Наиболее выдающиеся 113 них: «Богоматерь канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж), «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), триптих «Богоматерь в церкви» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Ван Эйк Ян Э. — первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном повороте («Тимофей», 1432, и «Человек в красной шапке», 1433,—Национальная галерея, Лондон; портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Ван Эйк Ян Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини (1434, Национальная галерея, Лондон), изображенных в комнате бюргерского дома. Сохранились лишь религиозные сцены и портреты Ван Эйк Ян Э., но в источниках упоминаются также его композиции светского содержания.

  Опираясь на достижения своих предшественников и современников, прежде всего Робера Кампена, Ван Эйк Ян Э. последовательно пришёл к новому для европейского искусства того времени принципу реалистического изображения действительности. При этом большинство картин Ван Эйк Ян Э. лишено сюжетного действия и носит спокойный, созерцательный характер. Чрезвычайно тщательная живопись выявляет красоту каждого предмета, который приобретает реальный объём, плотность, вес, характерное строение поверхности. Природа, люди, вещи под кистью Ван Эйк Ян Э. достигают поразительной жизненной убедительности, причём особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды. Ван Эйк Ян Э. в равной мере интересуют человек и окружающий его мир, в его композициях большое место занимают пейзаж, интерьер, натюрморт. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в «Богоматери канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Искусство Ван Эйк Ян Э. отличает глубина понимания закономерности всего сущего, выражением чего является продуманное, строго обусловленное построение произведений.

  Решение поставленных Ван Эйк Ян Э. творческих задач требовало новых художественных средств. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом. Эта техника была известна и раньше, однако Ван Эйк Ян Э. первым по-новому применил её, используя эстетическую выразительность тонких, прозрачных слоев краски, положенных один поверх другого. Метод В, Э., позволяющий достигать исключительной силы, глубины и богатства цвета, а также большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, сыграл важную роль в истории мировой живописи.

  Искусство Ван Эйк Ян Э., хотя и основанное в большой мере на религиозных представлениях, новаторски отразило красоту и многообразие действительности и послужило важным источником развития реализма. Оно сыграло решающую роль в создании станковой картины как живописного изображения, дающего высоко убедительную картину реальности. Творчество Ван Эйк Ян Э. знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значительной степени определяет пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг её проблем и интересов, её художественные средства и возможности, её своеобразный национальный характер.

 

  Лит.: Егорова К. С., Ян ван Эйк, М.,1965; Никулин Н. Н., Ян ван Эйк. [Альбом], Л., 1967; Friedländer М. J., Die aitniederländische Malerei, Bd 1, B., 1924; Baldass L., Jan van Eyck, L., 1952; Panofsky E., Early Netherlandish painting. Its origins and character, v. 1—2, Camb. (Mass.), 1953.

  К. С. Егорова.

Так же Вы можете узнать о...


Удмурты (самоназвание — удмурт), нация в СССР.
Лундский астрономическийи институт, научно-исследовательское учреждение, возникшее на базе астрономической обсерватории Лундского университета (Швеция), основанной в 1670 и реконструированной в 1753.
Баодин, Цинъюань, город в Сев. Китае, в провинции Хэбэй (до 1958 административный центр провинции).
Пуассон Симеон Дени Пуассон (Poisson) Симеон Дени (21.6.1781, Питивье, департамент Луара, — 25.
Жилярди Дементий Иванович Жилярди, Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, — 28.
Флавины (от лат. flavus – жёлтый), природные органические соединения, содержащиеся во всех живых клетках; производные гетероциклические соединения изо-аллоксазина (C10H6O2N4).
Мачабели Иван Георгиевич [28.1(9.2).1854 — 26.
Бобровая блоха (Platypsyllus castoris), единственный представитель семейства жуков Platypsyllidae, близкого к жукам мертвоедам; ведёт паразитический образ жизни на бобрах; встречается в Европе и в Америке.
Ризофоры (от греч. rhiza — корень и phoros — несущий), корневые подставки, корненосцы, тонкие корневидные выросты, образующиеся у селагинелл с лежачими и полулежачими стеблями в местах ветвления стебля.
Изотопический спин, одна из характеристик сильно взаимодействующих частиц, определяющая (вместе с другими характеристиками — массой, спином, барионным зарядом) ее принадлежность к группе частиц с близкими свойствами (но разными электрическими зарядами), одинаковым образом участвующих в сильных взаимодействиях.
Хозин Михаил Семенович [р. 10(22).10.1896, с.
Мозель (река в Европе) Мозель (франц. Moselle, нем. Mosel), река во Франции, Люксембурге, ФРГ, левый приток Рейна.
Вакуленчук Григорий Никитич [1877 — 14(27).6.
Саскачеван (река в Канаде) Саскачеван (Saskatchewan), река на Ю. Канады.
Каломель (от греч. kalos — красивый и melas — чёрный), хлорид ртути, хлористая ртуть, Hg2Cl2, бесцветный порошок; при действии едких щелочей или аммиака чернеет (отсюда название).
Чжангуанцайлин, горный хребет на северо-востоке Китая, часть Маньчжуро-Корейских гор.
Натрия хлорид, хлористый натрий, поваренная соль, NaCI; бесцветные кристаллы, плотность 2,161 г/см3, tпл 801 °С.
Внуково, посёлок городского типа в Московской области РСФСР.
Скадовский Сергей Николаевич [31.8(12.9).1886, Белозёрка, ныне Херсонской области, — 5.