Рококо

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Рококо (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль Рококо повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития французского Рококо (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Рококо (примерно 1725—50, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. Преимущественно орнаментальная направленность стиля Рококо не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений; например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёйман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Рококо нередко являлся не столько отражением французских влияний, сколько своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Г. Ж. Бофран. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735. Рококо.

Г. Ж. Бофран. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735.

  Для живописи, скульптуры и графики Рококо характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре Рококо преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотических мотивов китайского искусства, свойственны произведениям декоративно-прикладного искусства Рококо, мастера которого умели особенно тонко выявить выразительные возможности материала. С 1760-х гг. стиль Рококо повсеместно вытесняется классицизмом.

«Арлекин и Коломбина». Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам. Рококо.

«Арлекин и Коломбина». Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам.

Ф. Буше. «Ринальдо и Армида». 1734. Лувр. Париж. Рококо.

Ф. Буше. «Ринальдо и Армида». 1734. Лувр. Париж.

В России веяния Рококо, особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746. Рококо.

И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746.

  Литература Рококо — утончённое, изящное, но лишённое глубины и гражданских идеалов искусство; в нём нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей «мудростью» Рококо Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Из жизни изгнаны все «низкие» и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Рококо тяготеет к камерности, миниатюрности.

Ж. Ф. Эбен. Секретер. Ок. 1760. Резиденция баварских герцогов. Мюнхен. Рококо.

Ж. Ф. Эбен. Секретер. Ок. 1760. Резиденция баварских герцогов. Мюнхен.

  Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждаются галантный роман, игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Рококо были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России искусству Рококо родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Рококо обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Ж. Ламур. Решетка ограды площади Станислас в Нанси. 1750-е гг. Рококо.

Ж. Ламур. Решетка ограды площади Станислас в Нанси. 1750-е гг.

 

Т. Жермен. Миска и поднос. Позолоченное серебро. 1733—34. Лувр. Париж. Рококо.

Т. Жермен. Миска и поднос. Позолоченное серебро. 1733—34. Лувр. Париж.

  Лит.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т; 7, М.. 1969; Кожина Е. И., Искусство Франции 18 века, Л., 1971; Anger A., Literarisches Rokoko, Stuttg., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962; Rokoko, Warsz., 1970; Keller М., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, B., 1971.

Так же Вы можете узнать о...


Карлтонвилл (Carletonville), город в Южно-Африканской Республике, в провинции Трансвааль.
Классификатор (в обогащении полезных ископаемых), аппарат для разделения смесей минеральных частиц на классы по крупности, форме, плотности.
Контрактация сельскохозяйственных продуктов в СССР, единая форма государственных закупок с.
Крокидолит (от греч. krokýs, род.
Латинский алфавит, исторически — ответвление этрусского алфавита, произошедшего, в свою очередь, из греческого.
Лопатин (пос. гор. типа в Львовской обл.) Лопатин, посёлок городского типа в Радеховском районе Львовской области УССР, в 20 км от железнодорожной станции Радехов (на линии Львов — Луцк).
Маржинализм (от французского marginal — предельный), один из методологических принципов буржуазной политической экономии, основанный на использовании анализа предельных величин для исследования экономических законов и категорий.
Механохимия полимеров, раздел науки о полимерах, изучающий химические превращения, которые происходят в полимерных телах под действием механических сил.
Московский инструментальный завод «Калибр», крупное предприятие инструментальной промышленности СССР; выпускает измерительный инструмент, уникальные приборы для оценки чистоты поверхности и геометрических размеров деталей и различные контрольные автоматы для определения качества деталей в массовом производстве.
Нейрохирургия, клиническая дисциплина, изучающая нервные болезни, лечение которых осуществляется преимущественно хирургическими методами.