Венецианов Алексей Гаврилович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

А. Г. Венецианов. Венецианов Алексей Гаврилович.

А. Г. Венецианов.

Венецианов Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, — 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у Венецианов Алексей Гаврилович Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805—08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта («Вельможа» и др.) для предпринятого им издания «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян («Очищение свёклы», пастель, до 1822, «Гумно», около 1821—23, «Утро помещицы», 1823, «Спящий пастушок»., 1823—24, — все в Русском музее; «На пашне. Весна», 1820-е гг., «На жатве. Лето», 1820-е гг., «Голова старика-крестьянина», 1825, «Захарка», 1825, «Крестьянка с васильками», 1820-е гг., — все в Третьяковской галерее). Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания — путём углублённой работы с натуры — противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов Венецианов Алексей Гаврилович была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810— 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, Венецианов Алексей Гаврилович в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображенных Венецианов Алексей Гаврилович, отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, Венецианов Алексей Гаврилович придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество Венецианов Алексей Гаврилович постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность Венецианов Алексей Гаврилович (см. Венециановская школа).

А. Г. Венецианов. «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва. Венецианов Алексей Гаврилович.

А. Г. Венецианов. «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.

 

Лит.: Савинов А. Н., А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т. Венецианов Алексей Гаврилович, Венецианов и развитие бытового жанра, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546—98.

  М. М. Ракова.

Так же Вы можете узнать о...


Индейский рис (Zizania aquatica), злак из рода зизания, дико растущий в Северной Америке.
Литература народов СССР, см. Союз Советских Социалистических Республик, раздел Литература.
Оудаудахрёйн (Ódádahraun), лавовое плато в Исландии, к С.
Сельди, сельдевые (Clupeidae), семейство костистых рыб отряда сельдеобразных.
Филипповцы, религиозно-оппозиционное течение в России, один из толков беспоповщины в расколе.
Альпийская складчатость, складчатость, имевшая место преимущественно в кайнозойскую эру в пределах геосинклинальных областей, развивавшихся в мезозое и раннем палеогене.
Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), постоянно действующая всесоюзная выставка в Москве для демонстрации достижений промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, культуры и здравоохранения.
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 вв.
Липучка, турица (Lapulla), род растений семейства бурачниковых.
Отман Франсуа Отман (Hotman) Франсуа (23.8.1524, Париж, — 12.
Секреция (от лат. secretio — отделение), выработка и выделение железистыми клетками секретов.