Карикатура

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в Карикатура, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под Карикатура понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой Карикатура восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы Карикатура могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).

С. Стейнберг. «Без слов». Перо. 1950-е гг. Карикатура.

С. Стейнберг. «Без слов». Перо. 1950-е гг.

  В более узком смысле Карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет Карикатура связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра Карикатура связано с Крестьянской войной 1524—26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16—18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь Карикатура с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития Карикатура (русская Карикатура 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в Карикатура играет текст. Активная общественная роль Карикатура сказывается и в формах её бытования — самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию — и типографский станок, Карикатура распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, Карикатура несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих Карикатура конца 18 — начала 19 вв., воздействие стиля «модерн» — в журнальной Карикатура рубежа 19—20 вв., связь с экспрессионизмом — у ряда немецких карикатуристов 1910—20-х гг. и т. д. При этом Карикатура представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами.

И. В. Бугаевский-Благодарный. «Любопытный». Перо. 1820-е гг. Карикатура.

И. В. Бугаевский-Благодарный. «Любопытный». Перо. 1820-е гг.

  Самостоятельная эстетическая значимость Карикатура была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию Карикатура как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 — начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип Карикатура: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских Карикатура не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской Карикатура Тогда же определилась специфическая для Карикатура оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы Карикатура-лубки Великой французской революции, английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные «портреты» крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык Карикатура приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.

И. И. Теребенёв. «Французский вороний суп». Офорт, акварель. Около 1812. Карикатура.

И. И. Теребенёв. «Французский вороний суп». Офорт, акварель. Около 1812.

Т. Роулендсон. «Хирургия». Акватинта. 1785. Карикатура.

Т. Роулендсон. «Хирургия». Акватинта. 1785.

У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751. Карикатура.

У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751.

А. О. Орловский. «Французский эмигрант Дю Селон». Акварель, итальянский карандаш. 1806. Карикатура.

А. О. Орловский. «Французский эмигрант Дю Селон». Акварель, итальянский карандаш. 1806.

Ф. Гойя. «А не умнее ли ученик?». Офорт из серии «Капричос» (1797—98). Карикатура.

Ф. Гойя. «А не умнее ли ученик?». Офорт из серии «Капричос» (1797—98).

  В 19—20 вв. развитие Карикатура тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная Карикатура 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и Карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой Карикатура, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в Карикатура иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами — Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка Карикатура участвовали художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908—14) и «Новый Сатирикон» (1913—18).

О. Домье. «Все мы честные люди, обнимемся». Литография. 1834. Карикатура.

О. Домье. «Все мы честные люди, обнимемся». Литография. 1834.

О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!». Гравюра на дереве. 1834. Карикатура.

О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!». Гравюра на дереве. 1834.

Ш. Филипон. «Груша» (карикатура на Луи Филиппа). Гравюра на дереве. 1830-е гг. Карикатура.

Ш. Филипон. «Груша» (карикатура на Луи Филиппа). Гравюра на дереве. 1830-е гг.

Ж. Пилотель. «Домовладелец в дни Парижской Коммуны». Литография. 1871. Карикатура.

Ж. Пилотель. «Домовладелец в дни Парижской Коммуны». Литография. 1871.

В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва. Карикатура.

В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

П. М. Шмельков. «Купец у фотографа». Акварель. 1860-е гг. Карикатура.

П. М. Шмельков. «Купец у фотографа». Акварель. 1860-е гг.

  В 20 в. Карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в Карикатура Революции 1905—07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда». Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская Карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на Карикатура политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910—20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).

Карикатура. Х. Бидструп. «Саботаж». 1943. Карикатура.

Карикатура. Х. Бидструп. «Саботаж». 1943.

Ф. Эллис. «Довольно толкаться!». Газета «Дейли Уоркер». 1947. Карикатура.

Ф. Эллис. «Довольно толкаться!». Газета «Дейли Уоркер». 1947.

  В советском искусстве в первые годы Советской власти Карикатура стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в «Окнах РОСТА») революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской Карикатура — её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920—30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной Карикатура Среди её мастеров — И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, Карикатура П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, Карикатура С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в «Окнах ТАСС»). В послевоенный период расширяется круг тем Карикатура, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской. Карикатура, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.

Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно ТАСС» и газета «Правда». 1943. Карикатура.

Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно ТАСС» и газета «Правда». 1943.

Д. С. Моор. «Архивная достопримечательность». Газета «Утро России». 1917. Карикатура.

Д. С. Моор. «Архивная достопримечательность». Газета «Утро России». 1917.

Л. В. Сойфертис. «Памятник». Тушь, акварель. 1961. Карикатура.

Л. В. Сойфертис. «Памятник». Тушь, акварель. 1961.

Б. Е. Ефимов. «Циркуляркин за работой». Журнал «Крокодил». 1954. Карикатура.

Б. Е. Ефимов. «Циркуляркин за работой». Журнал «Крокодил». 1954.

 

Ж. Грос. «Процветание». Перо. 1925. Карикатура.

Ж. Грос. «Процветание». Перо. 1925.

  Лит.: Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура Германии 1848—1870 годов, М. — Л., 1931; Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. — Л.,1932; Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40—50-х годов XIX века, М., 1937; Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961: Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963; Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970], с. 129—136; Champfleury [Fleury-HussonJ.], Histoire de la caricature,..., [livres] 1—5, P., 1865—80; Fuchs Е., Die Karikatur der europäischen Völker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2. Aufl., Bd. 1—2, В., 1902, 3. Auf]., Bd 1—2, В., 1904: Hofmann, W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956.

Дж. Гилрей. «Моды». Офорт. 1794. Карикатура.

Дж. Гилрей. «Моды». Офорт. 1794.

  Г. Ю. Стернин.

Так же Вы можете узнать о...


«Таджикфильм», киностудия в Таджикской ССР. Находится в Душанбе.
Темперлей Харолд Уильям Вазейл Темперлей, Темперли (Temperley) Харолд Уильям Вазейл (20.
Токи, токей (Gekko gecko), ящерица семейства гекконов.
Тромпы (французское trompe, от древневерхненемецкого trumba — труба) в архитектуре, сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола.
Узамбарская фиалка, то же, что сенполия.
Ушная раковина, наружная часть слухового анализатора млекопитающих и человека; образована эластичным хрящом, покрытым кожей.
Филумения (от греч. phileo – люблю и лат.
Фризер (англ. freezer, от freese — замораживать), аппарат для взбивания (насыщения воздухом) и замораживания смеси полуфабрикатов при производстве мороженого.
Хёрстмонсо (Hurstmonccaux), населённый пункт в Великобритании, в графстве Ист-Суссекс, расположенный в 70 км к Ю.
Царичанка, посёлок городского типа, центр Царичанского района Днепропетровской области УССР.
Частное определение, в советском процессуальном праве специальное определение суда.
Чучково, посёлок городского типа, центр Чучковского района Рязанской области РСФСР.