Верещагин Василий Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

Верещагин Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, — 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860—63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864—1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877—78) и русско-японской (1904—05) войнах. Свои картины Верещагин Василий Васильевич писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, Верещагин Василий Васильевич объединял свои картины в тематические серии [«Туркестанская» серия (1871—74), «Балканская» серия (1877—78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887—1904) и др.]. По демократической направленности своего творчества Верещагин Василий Васильевич был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке Верещагин Василий Васильевич батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, Верещагин Василий Васильевич с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [«После неудачи (Побежденные)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, Верещагин Василий Васильевич неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, Верещагин Василий Васильевич порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой Верещагин Василий Васильевич является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878—79, местонахождение неизвестно). Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871—72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), Верещагин Василий Васильевич показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай — дай подойти!», 1887—95, Исторический музей, Москва). Верещагин Василий Васильевич много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874—76, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893—94, Русский музей; «В горах Алатау», 1869—70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—76, — обе в Третьяковской галерее). В произведениях Верещагин Василий Васильевич документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагин Василий Васильевич на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

<a target=<a target=Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин. Верещагин Василий Васильевич." alt="Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин." Верещагин Василий Васильевич." alt="Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин. «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». 1881. Третьяковская галерея. Москва."

Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин. Верещагин Василий Васильевич.

Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин.

Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин. «На большой дороге. Отступление, бегство…». 1887—95. Исторический музей. Москва. Верещагин Василий Васильевич.

Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин. «На большой дороге. Отступление, бегство…». 1887—95. Исторический музей. Москва.

Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин. «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». 1881. Третьяковская галерея. Москва.

  Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, Верещагин Василий Васильевич устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. Верещагин Василий Васильевич выступал и как писатель-публицист. Творчество Верещагин Василий Васильевич, встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.

 

Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагина и Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Стасова, М., 1950.

 

  Лит.: Лебедев А. К., Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ Верещагин Василий Васильевич и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.).

  Верещагин Василий Васильевич М. Датунов.

Так же Вы можете узнать о...


Эвенск, посёлок городского типа, центр Северо-ого района Магаданской области РСФСР.
Элюар Поль Элюар (Eluard) Поль (псевдоним; настоящее имя — Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.
Юз-Оба, курганный некрополь знати Пантикапея на одноименном горном хребте в Крыму (4—3 вв.
Абу, гора в Индии, в штате Раджастхан, один из религиозных центров приверженцев джайнизма.
Акант (Acanthus), род травянистых растений, реже кустарников семейства акантовых.
Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentia — сила), двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии.
Анурия (от греч an — отрицательная частица и uron — моча), отсутствие выделения мочи.
Ассамцы (самоназвание — ахомийа, ассамийа), народ, живущий в штате Ассам (северо-восточная Индия).
Байосский ярус [по названию города Байё (Bayeux) во Франции (Нормандия)], второй снизу ярус среднего отдела юрской системы.
Баян-Хонгор, город в западной части МНР, на р.
Бехзад Кемаледдин (около 1455, Герат, — 1535/36, Герат, по др.
Болотник, название двух родов растений.
Брюн Жан Брюн (Brunhes) Жан (25.10.1869, Тулуза, — 25.
Валецкий Генрик Валецкий (Walecki) Генрик [настоящая фамилия и имя Хорвиц (Horwitz) Максимилиан] (6.