Передвижники

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕО
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Передвижники, художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в процессе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства — петербургской Академии художеств (см. Академии художественные). Товарищество развивало лучшие традиции Артели художников, руководитель которой И. Н. Крамской стал идейным вождём нового объединения. Передвижники находились под воздействием общественных и эстетических взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации и опеки АХ в создании, показе и реализации своих производств, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительную деятельность. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Решительно порвав с канонами и идеалистической эстетикой академизма, искусство Передвижники имело своей основой творческий метод критического реализма. Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистическом искусстве Передвижники нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа.

  Характерные для Передвижники картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве Передвижники были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.

  Творчество Передвижники в период своего расцвета в 1870—90-х гг. развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве Передвижники критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство Передвижники служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству Передвижники

  Товарищество объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. Передвижники Рябушкин и др. Большую роль в развитии искусства Передвижники играл критик-демократ В. В. Стасов; Передвижники М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения Передвижники, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Авторитет и общественное влияние Товарищества неуклонно росли. Самодержавие вынуждено было отказаться от первоначальной тактики зажима и травли Передвижники Оно делало попытки подчинить себе их деятельность, чтобы поднять значение АХ, переживавшей глубокий кризис. В 1890-х гг. в состав АХ вошли видные члены Товарищества (Репин, В. Маковский, Шишкин и др.). В числе Передвижники были художники Украины, Латвии, Армении и др., оказавшие большое влияние на развитие своих национальных художественных школ по пути реализма, народности и демократических идеалов. Огромное значение для развития русского. реалистического искусства имела педагогическая деятельность Передвижники (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов и др.). На рубеже 19—20 вв. искусство ряда Передвижники стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. Товарищество теряло былое общественное влияние, но основное ядро Передвижники до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1890—1900-х гг. в творчестве передовой группы Передвижники появлялись социалистические идеи, отражавшие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.). Многие Передвижники вошли в советскую художественную культуру, явились носителями великих реалистических традиций 19 в. и помогли формированию искусства социалистического реализма. Товарищество Передвижники распалось в 1923. Его члены влились преимущественно в АХРР, продолжая в новых исторических условиях служить своим искусством народу.

 

  Лит.: Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В., Товарищество передвижных художественных выставок т. 1—2 М., 1952—59; Гомберг-Вержбинская Э. Передвижники, Передвижники, 2 изд., Л., 1970; Передвижники. [Альбом. Авт. текста и сост. А. В. Парамонов, М., 1971].

Так же Вы можете узнать о...


Непосредственное знание, термин, обозначающий знание, получаемое путём прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательства.
Оптрон, прибор, состоящий из излучателя света и фотоприёмника, связанных друг с другом оптически и помещенных в общем корпусе.
Периостит (от пери... и греч. osteon — кость), острое или хроническое воспаление надкостницы, чаще инфекционного происхождения.
Послание президентское, в буржуазном государственном Праве обращение президента к парламенту (письменное или устное, зачитываемое самим президентом).
Ралли (в автомобильном спорте) Ралли (англ. rally, буквально — слёт, сбор), 1) комплексные соревнования по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика движения по определенному дорожному маршруту; дополнительные скоростные состязания, включаемые в программу Р.
Саймона комиссия

, конституционная комиссия английского правительства, назначенная в 1927 для изучения системы управления в Индии и представления рекомендаций о конституционных реформах в стране.
Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.
Старосельский Владимир Александрович [3(15).
Телеутка (Sciurus vulgaris exalbidus), подвид обыкновенной белки.
Тыхы (Tychy), город в Польше, в Катовицком воеводстве.
Флюгер (от нем. Flugel или голл. vieugel – крыло), прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Царство (биологическое), 1) одна из высших таксономических категорий (рангов) в системе органического мира.