Вико ДжамбаттистаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дж. Вико. Вико (Vico) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь, — 21.1.1744, там же), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. В полемике с Р. Декартом Вико Джамбаттиста, противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что мы делаем, Вико Джамбаттиста считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Он выдвинул теорию круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл кончается всеобщим кризисом и распадом общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семей и между домочадцами — в патриархальном обществе, позднее — борьбы феодалов и простого народа. Само государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев — слуг. Аграрные законы в античном мире Вико Джамбаттиста рассматривал как результат борьбы рабовладельческой демократии против земельной аристократии. Придавая принципиальное значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, сами исторические законы Вико Джамбаттиста считал, однако, провиденциальными. Историзм Вико Джамбаттиста позволил ему выработать более адекватный, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаичные периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их взаимодействии и единстве исторического развития. По словам Маркса, «у Вико содержится в зародыше Вольф (“Гомер”), Нибур (“История римских царей”), основы сравнительного языкознания... и вообще немало проблесков гениальности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 512). Идеи Вико Джамбаттиста сыграли видную роль в становлении историзма, во многом предварив философию истории И. Г. Гердера и Г. Гегеля; распространение их связано с деятельностью Вико Джамбаттиста Кузена и французских историков эпохи Реставрации (Ж. Мишле).
Соч.: Opere, Mil., [1959]; в рус. пер. — Основания новой науки об общей природе наций, вступ. ст. М. А. Лифшица, М., [1940].
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 378; Максимовский Вико Джамбаттиста, Эстетические взгляды Д. Вико, «Литературный критик», 1935, № 11; Croce Вико Джамбаттиста, Bibliografia vichiana, v. 1—2, Napoli, 1947—48; его же, La filosofia di G. Vico, 4 ed., Bari, 1947; Badaloni N., Introduzione a G. B. Vico, Mil., 1961; Nicolini F., Vico storico, [Napoli, 1967]. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|